Нравоучение шестое

НРАВОУЧЕНИЕ ШЕСТОЕ.

Бог будучи высочайшая власть, ни от кого не зависящее, и ни чьему суду не подлежащее естество, всегда печется о твари своей. Сие засвидетельствуют безчисленные примеры. Он, как сию престрашную и прекрасную мира создал огромность, как оное безконечное всюду обвел небо, как сию водами обливши основал землю, и сей водной по всем местам пролил воздух, как еще небо светлыми усыпал звездами, а землю различными цветами убрал, как все просто вещи, числом, весом, и мерою расположил: то уже кажется достойно бы и праведно было Богу от таких трудов престать, успокоиться и сказать твари: тварь! прекрасное мое произвождение оставайся теперь спокойно: составляй сей мир, и те действия, на которыя ты от Меня создана, отправляй сама собой. Чем я тебя не снабдил? В чем и какой теперь имеешь недостаток? Чтобы такое было нужное, которое бы я тебе не дал? Так оставайся в мире, не позабывай своего Творца. Не иным образом как бы некакий попечительный отец родивши и воспитавши своего сына, и всем надлежащим премного снабдивши, отпустил бы его от себя, и приказал уже самому собой учиться жить. Но Бог так ли? Престал ли стараться о всех делах своих? Оставил ли без всякаго промысла создание свое? Но где сие слово?1 Отец мой доселе делает и аз делаю? Как будет оное Апостольское слово толковать: В нем, то есть, в Боге живем, движемся и есмы?2 Каким образом сия пророческая збудется речь: аще и мать позабудет отроча свое, так что не помилует изчадия чрева своего; но Аз не забуду тебе, глаголет Господь?3 Или, что значит оная Давидова обыкновенная мольба: к Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея; Ты мой еси покровитель4. Так мы под сению Бога нашего покоя себе будем искать, мы под крылами Творца нашего скрываться не престанем, мы в отеческих Его сокрываться недрех за одно только себе поставим блаженство, нам, еже прилеплятися Богови, благо есть. При таких благодеяниях сонлив ли ты? Так востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос5. Не благодарен ли ты? Так очувствуйся, даждь славу Богу. Я тебе не показываю Божие благодеяние, которое бы збылось на другом, а не на тебе. Ты сам мне теперь зерцалом кажешься, в котором я усматриваю Божия благости богатство. Павел тебе, не я, говорит. Что ты такое имеешь, которое бы не Бог тебе дал? а когда так, то что хвалишься, будто не принял? Сие, Слуш. кажется, до того человека касается, которой крайне обезумившись думает, что он в Боге никакой не имеет нужды, или к своему благодетелю совсем безчувствительным является. Но да не будет, чтоб я об вас нечто такое подумал. Вы сего дня выслушали учение о взаимном Божием с нами договоре, и выразумевши такого обязательства силу, внутрь себя горячее некоторое Богу за такую благость воздаете благодарение. Вы теперь чувствуете в своем сердце с трепетом сопряженную радость, душа ваша крепкою воспалилась к Богу любовию, неподвижным дух ваш утвердился упованием. Да как же иначе и поступить? Я только послушав одни сии слова, Бог с человеком чинит договор, принужден восклицать, чтобы сия за новая в свете весть? Договор; но договор по большой части между равными бывает? Так Бог ли уже до моей снизходит нищеты? Или я на Божескую возносим бываю честь? О Божия снизхождения! и моего возвышения! но еще по силе договора оное высочайшее величество, оное в свете неприступном живущее божество чем нибудь мне одолжается. Так Бог моим становится должником! а я уже в силуж того договора, от такого моего должника всего просить могу: Он отказать не захочет, потому что в договоре к тому обязался. О моего щастия! о Божеских утроб! В том договоре кровию Христовою закреплено, чтобы Богу на руках носить нас, да не когда преткнем о камень ноги наша, чтоб в отеческих своих согревать недрах, чтоб на месте злачне нас вселить, на водеб покойне нас питать, чтоб емуж нас яко кокошу своих птенцов собрать под крыле, и от всех гонящих нас скрывать? Так я уже у Бога свой? Так на небе живущий мой есть Отец? О моего прославления, и о Божией любви! которую изъяснить не станет во мне сил. В том завете, которой завещал мне Иисус, грядый на вольную страсть, на страшную смерть, на безчестный крест, в том, говорю, завете мне завещал, то есть, умирая отказал небесное царство, вечное блаженство, прекрасный Рай, днесь со мною будеши в Раи. О! яко благ, яко в век милость Его! Такая милость Божия, и такое крайнее Христово снизхождение есть так велико и непостижимо, что некоторый Еретический род за тем Христа за Бога не почел, что думал сие очень быть невероятно, чтоб Бог ради человека так себя унизил. Но о ты! за котораго всуе Христос умер, станешь ли ты за то врача порицать, что снизходит немощному раны омывать? зловоние терпит, чтоб немощнаго спасти? или ежели бы кто сжалившись спустился в яму, чтоб скотину впадшую туда извлечь? Но что нам? Мы ведаем, что завет Божий с Божией стороны крепок: и сие из того можете познать, что Бог такой договор подтвердил клятвою. А как? Понеже, говорит божественный Павел, нечем выше себя Богу клятися, то клялся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и множа умножу тя6. Почему видите, что такой договор с Божией стороны есть непреложен, непреложное бо совета своего ходатайствова клятвою, еже аки котву имамы души тверду же и известну и входящую во внутреннейшая завесы, идеже Предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во веки7. Да с кем же, паки от радостнаго восторга не могу не спросить, Бог в такой вступил договор? С Ангелами ли? с Архангелами ли? или с прочим благороднейшей твари естеством? Никак: не от Ангел убо приемлет, но от семени Авраамова приемлет8. Мы, говорю, мы-то те, с которыми Бог чинит договор: с нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог9. О человек! котораго щастию Ангели дивятся, а диавол с зависти истаявает, вступай с Богом в договор, и в животную книгу свой перст простирай; давай Богу рукописание и приличными такой милости обязывайся условиями; на такия благодеяния окажи хотя малой твоей благодарности знак; знай, что тебе надобно обязываться пред Богом и Господем Иисус Христом, и избранными Его Ангелы. А Бог, по слову возлюбленнаго ученика, есть свет, и тьмы в нем несть ни единыя.10 Христос, по Богоглаголивому Петру, греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его:11 Ангели же, по Давиду, суть творящии волю Его. Смотри! при каких ты присягаешь светах; а сам в густой пребываешь грехов тьме, в нечистоте житейской погрязаешь, волю свою под крепкую руку Божию не подводишь, сластьми мирскими пленен, на чести стремишься, всегдашний воли своей послушник, всегдашний воли Божией преслушник. Хочешь, говорю, в животных договора Божия книгах вписан быть, а ига Христова сладкаго и лехкаго не носишь, и перстом коснуться отрицаешься, от первых своих ни мало не отстаешь прихотей. Да кое же причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме; кое же согласие Христу с Велиаром? Или какая часть верному с неверным, или кое сложение церкви Божией со идолы? Вы бо есте церкви Бога живаго, яко же рече Бог; яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие, тем же изыдите от среды их, и отлучитеся, и аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель.12 Такова убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от скверны, плоти и духа, творяще святыню в страсе Божием13. Вот и с нашей стороны обязательство, которое состоит в том, чтоб мы житие свое как можно старались вести достойно против даннаго нам с Божией стороны договору, да не когда прогневается Господь, и погибнем от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его.14 А вы, братия святая, звания небеснаго причастницы, которые со всяким присем учительстве стояли терпением, столько щастливы, сколько те бедны, которые теперешнее время на телесныя прихоти тратят, в мирских запутаны лежат суетах. Вы, говорю, Слуш. запечатленны от Бога, и приясте обручение духа в сердца ваша, ступайте прямо за Агнцем на Сионскую гору, насыщайтесь небесных сладостей, царствуйте с Богом. О когда бы и я с вами воцарился! Аминь.

Сказывано Ноября 30 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.