Катихизис двадесятой

КАТИХИЗИС ДВАДЕСЯТОЙ.

Дивная вещь, слушатели, что жестокая земля земледельцовым мягчится орудием, свирепость зверская немногосильными человеческими усмиряется руками, и ярость львова утихает; а человеческое сердце жесточайшим всяких жестокостей себя оказывает. Бог говорит: не хочу смерти грешника: грешник на против: не хочу живота праведных. Чтож? Бог видя, что милостию не исправляется, престрашными грозит прещениями, и сам чрез себя клянется, что некогда минув милость за исполнение тех гроз примется: еще говорит, единожды потрясу не токмо землею, но и небом1. То есть, когда и праведник с трудностию возможет скрыться: так пребедной грешник при сих страхом наполненных словах трепещет ли? И от трепету разстаевает ли? Никак: он думает, что скорее может Бог солгать, нежели чтоб ему осуждену быть. Но сия злоба отсечется тогда, как жестокия сердца начнут безполезно мучиться геенским огнем; и такая неисправная душа исправится тогда, как в мучительном пламени будет напрасно каяться. Такая злоба Богу мерзска, человекам вредна, а наипаче самому себе. Такая сердечная твердость может на хорошую переменена быть, слушатели, может на то быть употреблена от чего мы хорошими будем. А как? Вознамерился ли от сего времени от первых скверн отказавшись, впрочем за добродетельное приняться житие? Так будь в сем тверд. При такой твердости начнет твое мяхчиться сердце. Захотел ли кто отныне в Божием слове внутренняго искать себе спокойства? Так будь тверд: в законе Господни с Давидом поучайся день и нощь. Привела ли тебя благодать Божия сие Катихизическое послушать учение, по мне разсуждая, невеликое, по себе же самому и очень великое? Так будь тверд; будь постоянен; да не бываем к тому младенцы, влающеся и возметающеся всяким ветром учения: не дети бывайте умы; ходите не якоже немудри, но якоже премудри. Иначе и я не возмогу вам глаголати яко духовным, но яко плотяным, яко младенцам о Христе. Отверзите уши не только телесныя, но паче и душевныя, не одну поверьхность ловяще, но во внутренность вникая, спасения ищуще. О Христе мой! даждь течение нам сего благовествования благопоспешно совершить.

Как уже второй Символа член окончали, и следует толкованием приступить к третьему: то Вопр. Как читается третий член веры? Отвеч. Так: нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася.

Вопр. Чему учит сей член веры?

Отвеч. Сего члена толкование несколько уже из бывшаго учения известно. Толкуя бо о причине воплощения, и о именах Иисуса Христа, явственно показал я, что Христос сошел с небес и воплотился нас ради человек и нашего ради спасения. А что в Символе положено: нас ради человек, и нашего ради спасения: вместо того, что можно было сказать: человеческаго ради спасения: то для того, чтоб показать, что Христос не для искупления падших Ангелов, но для падшаго человека Ходатаем стал: не от Ангел убо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет. А для чегоже и падших Ангелов не искупил; то тот знает, которой один все знает, и праведно творит. Нам есть о чем благости Божией благодарить: и о сем уже не мало говорено. Но однако осталось еще, о чем особливо здесь говорить надобно, а имянно, о воплощении или вочеловечении Иисуса Христа, то есть, о соединении двух естеств во Христе.

Вопр. Что сии слова значат: нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес?

Отвеч. Здесь надобно памятовать, что член сей по разуму вяжется с первым и вторым: с первым по глаголу, верую: со вторым по словам: и во единаго Господа Иисуса Христа: прибавляя их к сему члену: нас ради человек и пр. сшедшаго с небес и воплотившагося и пр. Сие заметив, сказываю: что сии слова: нас ради человек, и нашего ради спасения, показуют, для кого, и для чего Сын Божий воплотился. Для кого? Нас ради человек. Евр. 2. 16. Гал. 4. 5. и Быт. 3. Для чего? Нашего ради спасения, которое состоит в избавлении нас от греха и от казни: Матф. 1. 28. к Рим. 8. 1. и чтоб привесть в вечное блаженство к Рим. 3. 10. Тит. 3. 7.

Вопр. Что значат сии слова: сшедшаго с небес?

Отвеч. То, что Сын Божий по исполнении определеннаго времени сошел с небес, с места сего высочайшаго, где некако собственнее сказуется быть Бог: однако здесь не должно разуметь сошествие какое местное и телесное, какое напр. твари имеют; когда с одного места сшедши, уже не на том, но на другом месте находятся. Но здесь чрез сошествие с небес ничто иное разумеется, как благоволение Отчее, по которому Он восхотел, чтоб Сын Божий сошел на землю, то есть, чтоб на земли от Девы воплотился, и стал человеком, не оставивши небес и не разлучившись от Отеческих недр. Бог бо есть: следовательно везде сый и вся исполняяй: как точно пишется у Иоан. гл. 3. 13. никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, Сый на небесех. Сии же слова показывают еще и то, как-то Сын Божий смирил себя, когда тое место небесное, великолепное и непричастное всякой скверны как бы оставивши, восхотел на землю сойти, на землю, оскверненное грехами человеческими место и с человеки пожить. Кратко: сколько отстоят небеса от земли, столько Сын Божий себя в воплощении снизходительным явил.

Вопросишь. Что значат сии слова: и воплотившагося от Духа Святаго, и Марии Девы, и вочеловечшася?

Отвеч. Ими ничто иное означается, как только то, что Сын Божий принял человеческое естество, и стал быть Иисус Христос, то есть, истинный Бог и истинный человек. Воплотился, по иным, зачался, то же что и плоть принял: как говорится у Иоан. 1. Слово плоть бысть. А вочеловечился, то же что и стал человеком, то есть, принял человеческое естество состоящее из души разумныя и тела: здесь бо имя человек, не берется за лице или вид, но за естество человеческое, которое Он принял в едино лице Божественное. Говорится в Символе: от Духа Святаго и Марии Девы воплотился и вочеловечился: то есть, Дух Святый силою и действием своим зделал, чтоб во утробе Благословенныя Девы из чистых Ея кровей Сыну Божию изобразилося тело. Так видно, что сие слово, от Духа Святаго, означает вину действующую: а сие слово, и Марии Девы, сказует вину материальную, или изводящую: как известно от сих Ангеловых слов: Лук. 1. 35. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Христу бо и надлежало родиться от семене Давидова: почему Он Матф. 1. 1. и называется Сын Давидов, и Сын Авраамов. Кратко: теми словами ничто иное означается, как зачатие Иисуса Христа во утробе чистыя Девы содействием Святаго Духа.

Вопр. В чем состояло оное, при зачатии Иисуса Христа, Духа Святаго действие?

Отвечаю. В трех сих: I. В непосредственном действии Духа Святаго, во утробе Святыя Девы чудесно Сына без семене мужескаго зачинающия, по которому действию плоть Христова содеялася из единыя Матере Девы паче естественнаго вещей порядка: Лук. 1. сила бо Вышняго осенит тя. II. В чудесном освящении плода во утробе Матерней, чем содействовал Дух Святый, чтоб грех первородный на зачатие оное не проистек: понеже надлежало, чтоб тот, которому надобно было себя за всего мира грехи принести, был безгрешен; иначе бы за грех наш удовлетворить не мог. III. В соединении ипостасном естеств, Божескаго и человеческаго, содеянном от Духа Святаго во утробе Святыя Девы Матере, в самую зачатия минуту. Почему вышереченных слов разум есть сей: 1. Дух Святый, действующий непосредственный был чудесной плоти Христовой зачатия: 2. отделил от Девическия плоти всю первороднаго греха скверну: 3. соединил естество человеческое с Божественным во едину Божескую ипостась.

А что в Символе нарицается Мариа Девою: то для того, что Мессии надобно было родиться по предсказанию Пророков от Девицы мужескаго ложа неискусившия Исаи. 7. 14. и Быт. 3. семя жены сотрет главу, да и родился от Девы: как пишет Матф. 1. 18. Почему преблагословенная Мариа, как прежде рождества, так и в рождестве, и после рождества пребысть Девою.

А когда Сын Божий зачался и родился от Марии Девы: то отсюду прекрепко доводится, что Сын Божий принял истинную плоть, а не мечтательную, и не по привидению, что должно примечать против древних еретиков Марционитов, Евтихианов, Керинфианов, Аполлинаристов и прочих. Понеже ежели Сын Божий принял себе плоть от Марии Девы: то надобно, чтоб тая плоть была истинная, настоящая, а не мечтательная. Еще, когда надобно было быть Мессии от семени Авраамова и от колена Давидова, откуду произошла и Дева Мариа: то явствует, что Мессии должно быть истинному человеку, как истинно по плоти от Авраамова семени произшедшему. О сем где нибудь после поговорим пространнее: здесь только заметим, что между Христовым рождением и нашим отрождением есть некоторое подобие. Понеже Христово от Девы рождение есть пример нашего духовнаго отрождения, которое не есть от плоти и крови, ниже от похоти мужеския, но от Бога.

Вопр. Сколько естеств во Христе?

Отвеч. Два естества, Божеское и человеческое: Божеское, которое ему Отец чрез рождение безначальное сообщил: человеческое, особливым содейством Святаго Духа из Марии Девы принятое. Почему наш Ходатай Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: Божие бо естество иметь, есть быть истинным Богом, и человеческое естество иметь, есть быть истинным человеком. Что Иисус Христос есть истинный Бог, то об этом и выше говорено, и из сих кратких известно свидетельств: Иоан. 20. 28. Господь мой и Бог мой. Рим. 9. 5. Сый над всеми Бог благословен во веки 1. Тим. 3. 16. Иоан. 1. 2. И Бог бе Слово. А что Он же и истинный, естественный, состоящий из тела и души есть человек, всем причастивыйся нашим немощам, кроме греха: то подтверждается из Священнагож Писания: к Евр. 2. 2. Лук. 24. 38. Лук. 23. 46. Отче! в руце Твои предаю дух Мой. Подобаше бо ему во всем уподобитися братии: а не иначе бы нам подобным стал, разве только принявши наше тело и душу; да к томуж мы грехом не только попортились по телу, но паче по душе: так надобно было нашему Ходатаю принять наше и тело и душу; чтоб так целаго спасти человека. А что не принял греха, которой в нас был; то знать надобно, что грех не есть нечто человеческому роду с начала сродное, но постороннее, прившедшее от преступления закона.

Вопр. Сколько во Христе лиц?

Отвечаю. Едино лице: един бо Христос, а не два. Христос един есть не по естеству, Бог бо есть и человек; но по лицу: в котором лице когда два суть естества, то называется соединение естеств в едином лице. Так как тело и душа совокупившись одного составляют человека: так естество человеческое соединившись с Божеским составили единаго Христа. И как тело и душа совершенны в своем естестве, только одно без другаго не могут полно стоять: так естество человеческое, само в себе будучи совершенно, без Божескаго естества во Христе не может стоять: понеже человеческое естество не составляет особливую ипостась во Христе, но единою Божескою объемлется ипостасию. Почему во Христе есть иное и иное, а уже нет, иной и иной: так, как в Святей Троице есть иный и иный, но нет иное и иное. Отсюду видно, что когда Христос называется истинный человек: то сие имя, человек, не берется про сего единственно человека, поелику человек особливым отделяется лицем: но по виду, поелику человек есть животное разумное.

Вопр. Какое есть соединение естеств?

Отвеч. Содеялось сие двух естеств соединение действием Святаго Духа в самом зачатии, так, что два естества в едином Христовом лице сполна стоят, неслиянно, непревратно, неразрывно и нераздельно, как исповедуется в Символе Халкидонском. То есть: ниже Божество пременилось в человечество, ниже человечество в Божество: но коеждо естество пребысть совершенно, во единой ипостаси, со всеми свойствы своими: сие называется единение ипостатическое. Почему у нас един есть Христос, един Искупитель, един Ходатай: един, понеже в двух естествах едино лице: ниже бо одно человеческое естество есть Христос, ниже одно Божеское есть Христос; но естества оба в одну сшедшись ипостась, составляют единаго Христа. Из сего соединения ипостатическаго непосредственно выходит сообщение свойств естеств между собою: которое сообщение делает то, что свойства Божественнаго естества приписуются человеческому, и напротив, напр. Сын Мариин есть Бог: Бог есть человек: сей человек есть Бог: Сын Божий от семене Давидова. и (I.) Что свойственно естествам, сообщается лицу вообще: наприм. Бог пострадал: Сын Мариин есть прежде Авраама: Христос вся создал. (II.) Когда Божеская слава, и высочество человеческому приписуется естеству: напр. плоть Христова есть животворяща: кровь Христова очищает от всякаго греха. (III.) Когда дела звания приписуются Христу, по обеим естествам: и называется, по Гречески, Кинониа Апотелесматон: а сего всего вина есть соединение естеств во едину Ипостась: но о сем более пусть говорят богословы: с нас довольно да будет сего.



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.