§ 12.

§. 12.

В осьмой заповеди запрещает Бог всякое хищение и неправду; а тем самим повелевает, чтоб мы для благополучия общаго, ближняго пользу наблюдали как собственную свою.

Три хищения роды.

Жизнь человеческая как не может быть безопасною так и блаженною, ежели предохранена не будет от хищения; а под именем хищения заключаются разные хищения роды, то есть, когда кто чужую вещь себе присвояет неправедно, каким бы то ни было образом. Три суть главнейшия хищения роды: явное, тайное и лестное.

Что есть явное хищение?

1) Явное хищение есть, когда кто чужую вещь насильно отнимает: как-то делают разбойники, которые насильно другаго грабят; или властелины, которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом, рабов, землю и прочая: или принуждают их продать себе то, что они продать не хотят, или продать малою ценою, или понуждают работников к большим трудам сверьх договору и награждения, или насильно кабалят и порабощают свободных людей, или своевольно употребляют чужия вещи, например платье, или другия какия орудия, или на чужой земле пашут, или незаконно берут подводы, или за работу и службу удерживают награждение. Подобны сим и те несовестные продавцы, которые в крайней другаго нужде, например во время глада, хлеб не продают разве за несносную цену, или домогаются за то некоторой вещи, например дому, или земли или коня; или которые в крайнем чием бедствии обещают помощь подать, да под тяжелым договором, хотяб и не трудно было помочь, например подъехать судном ко утопающему и прочая. До сих надлежат и те, которые видя другаго нужду в заим не дают денег, или хлеба, или чего другаго, разве требуя неправедной лихвы или росту; или которые удерживают положенныя им в заклад вещи; и другими подобными ближняго своего обижают явнаго хищения образы.

Что есть тайное хищение?

2) Тайное хищение или воровство есть, когда кто чужую вещь похищает без воли и без ведома господина тоя вещи. Такие воры суть хитростные мошенники, и которые окрадывают домы, лавки, житницы, дворы скотские, рыбныя ловли, сады, леса, се окосы и проч. Но те великия воры, которые причиняют убытки государственные, например чрез тайный провоз товаров, или и похищают казну государственную, сокровище церковное или монастырское, или больническое; и сие воровство называется святотатство. Также и оные связывают себя виною воровства, которые потерянную вещь нашедши, ведая, чья она, утаевают, или заблуждшую скотину, или беглаго чужаго раба укрыв присвояют. Но те весьма безчеловечные воры, которые напр. с пожара что нибудь крадут и тем беднаго и разоряемаго разоряют.

Что есть хищение лестное?

3) Лестное хищение есть, когда кто чужую вещь себе присвояет обманом. Такое хищение разными бывает образы, а именно, когда кто продает какую вещь большею ценою, нежели чего та стоит, или обманывает мерою и весом, или худой товар продает за доброй, наприм. мешает в хлеб мякину, а в вино воду, или монету ложную дает за добрую, а особливо кто еще монету ложную тайно кует, или кто больше против надлежащаго берет пошлины. К сему же числу надлежат судии, которые на мзде судят, и потому праведно ли или не праведно судят, крадут, или которые определяют к местам других недостойных и негодных; ибо чрез то у достойных достойное отнимают, и государственной казне делают ущерб. Тож делают и духовныя власти, которые на сан Архиерейский или Иерейский и иные степени церковные посвящают на мзде; и сие беззаконие нарицается святокупство и симониа. Крадут же и те, которые будучи казначеями, или какими приставниками утаевают приходы, или приписывают большие росходы, или своим небрежением делают господским приходам упущение, или которые ложныя притворяют духовныя, и неподлежащия себе присвояют имения или сказываются умершаго близким сродником, и его делаются наследником. За хищников же должны почитаемы быть и те, которые будучи наняты за довольное награждение неверно и нерадиво работают и время проводят в праздности: также и оные хитрые нищии, которые будучи здравы и нескудны, притворяют себя больными и убогими, или некоторыя вымышляют нужды, аки бы разорились от пожара, или ограблены от разбойников, или просят милостины на имя других ложно, например на богадельню, на искупление пленников и прочая. К сим же похитителям причисляться должны и лицемеры, которые под видом притворныя святости, или беззаконным вымышлением мощей аки бы святых, или икон будто чудотворных простой народ обольщают к подаянию. Того же рода суть ласкатели и ябедники, которые что за ласкательство и ябеды ни получают, все то крадут. Многие и разные суть хищения образы, которые все хотя здесь и не изочтены, однако легко из сего разсуждения дознаны быть могут.

При сем знать надлежит, что грех похищения не отпущается, доколе вещь похищенная не будет возвращена господину своему; или, ежели не можно возвратить, другою равною вещию нанесенная трата каким ни есть образом удовольствована не будет. А ежелиб кто за крайним своим неимением и скудостию вещи похищенной возвратить не мог, в таком принято быть может искреннее к возвращению желание с чистым признанием и сожалением о грехе своем. Иначе сей грех не оставляется потому, что истиннаго в таком человеке покаяния не признается.

Предосторожности против хищения.

Чтоб не впасть в подлый и вредительнейший какого ни есть хищения порок, требуется предосторожность от того, от чего сей порок раждается, а именно, от лихоимства, то есть, от ненасытимаго к собиранию богатства желания, и от лености или праздности. Лихоимец ни чем не будучи доволен всякий способ позволительным почитает, толькоб приумножить прибыток; а праздный и ленивый самовольно приводя себя в скудость принужден бывает воровством искать себе пропитания. Почему всяк должен в своем звании пребывать с прилежанием и от благословенных трудов своих довольствоваться. Лучше бо иметь мало, да быть честным человеком, нежели много, с безчестным именем хищника и нечестнаго человека. А притом надеяться на Божий промысл, который, по уверению Евангельскому, о последней печется птице и траву скоро увядающую питает и одевает; кольми паче не оставит нас, ежели мы в надежде на Его щедроты не ослабеваем, и ежели часто себе будем припоминать, что скудость честностию совести украшаемая будет награждена богатством небесным.



Оглавление

Богослужения

5 мая 2024 г. (22 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.