Оный великий Бог создал мир сей и все содержимыя в нем вещи (1). А создал из ничего, (2) не по нужде, но по единому своему хотению (3), дабы благости своея зделать его причастным (4).
(1) Чрез мир разумеется всех вообще тварей совокупление, в которых союзе и мы включаемся. Все твари обыкновенно разделяются на видимыя и невидимыя. Видимыя, которыя чувствам нашим подлежат: например, солнце, звезды, земля, воздух и прочая. Невидимыя напротив единым разумом постизаются. Как например наша душа, и Ангелы, которые для того и называются безплотные духи. О бытии духов и разум наш довольно постигает; хотя совершеннее в том нас уверяет с. писание к Колос. гл. 1. ст. 16. Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая. Здесь примечать надобно 1) что Бог создав все вещи, связал их единым твердейшим союзом, дабы одна вещь другой служила, и все вообще сохраняли неразрывность всего мира: в чем наипаче сияет Божия премудрость. 2) Нет ни одной вещи, которая сама чрез себя худаб была, или употребление ея само по себе было бы скверно. Ибо пишется в бытии, что виде Бог вся; елика сотвори, и се добра зело. Галат. гл. 1. ст. 31. Подобно разсуждает и Апостол Рим. гл. 14. ст. 14. Вем и извещен есмь о Христе Иисусе, яко ничтоже скверно само собою, но точию помышляющему что скверно быти, оному скверно есть. Однако и добрая вещь может быть худою, ежели на зло употреблена будет. Наприм. когда мечь употребляет кто на убиение неповиннаго, или разум к изобретению хитростей.
(2) Некоторые думали, что создан мир из некотораго вещества, или материи. Но ежели сия материя произведена силою Божиею из ничего, то мнение такое не весьма противно нашему разсуждению: естьли же оная материя не произведена из ничего, следовательно вечна; таковое мудрствование весьма вредно и не основательно. Ибо какаяб вещь ни была, кроме Бога, не может быть неограниченна, следовательно безначальна. Впрочем как никакая вещь сама себя произвесть не может, и прежде произведения самой себя была ничто: следовательно все твари созданы из ничего. А отсюду явствует, что прежде мира не было ничего, кроме Бога.
(3) Бог никаким делом утружден быть не может: Ему все создать стоило единаго слова, то есть, единаго произволения. А что святыя книги говорят, что Бог создание тварей чрез шесть дней продолжал: то не для того, акиб не мог во едино мгновение вся произвести; но чрез сие показывается, что Бог не из нужды делает, и не по слепому какому устремлению, но употребляет свою силу, где ему угодно, и сколько угодно. А что именно во всякой день Бог благоволил создать, о том Божественнейший Моисей следующим повествует порядком. В первой, небо, землю и свет. Во второй, твердь, то есть, все оное пространство, какое видим от земли до последняго окружия мира. Притом разделение зделано между водами верьхними, (чрез которыя разуметь, кажется, надобно облака) и водами нижними, то есть, реками, озерами и морями. В 3 й зделалось отделение вод от земли, чрез что воды уступили во едино место, которых вод соединение называем мы Окианом, а земля лице свое открыла, и тотчас украшена была различными былиев и древ родами. В 4 й созданы светила небесныя, солнце, луна и звезды, вероятно, что из онаго светлаго существа в первый день созданнаго. В 5 й рыбы плавающия в водах, и птицы летающия по воздуху. В 6 й звери, скоты и гады. А в заключение всего человек в обоем поле. Бытия гл. 1.
(д) Бог будучи от самой вечности пресовершен, в тварях никакой для себя нужды иметь не мог: а создал для того, дабы благости своея зделать их причастными, то есть, сообщить совершенства, своих совершенств образ имеющия, сколько оне вместить могли. По чему создание мира может назваться прелиянием благости Божия.
5 мая 2024 г. (22 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра