Слово на возшествие на Престол Благочестивeйшаго Государя Императора ПАВЛА ПЕРВАГО

СЛОВО

На возшествие на Престол Благочестивeйшаго
Государя Императора ПАВЛА ПЕРВАГО

     Празднуя торжественно всерадостнeйшее возшествие на Всероссийский Престол Благочестивeйшаго Государя нашего Императора ПАВЛА ПЕТРОВИЧА, не мню быти приличнeе, как при сем воспомянуть оное Апостольское слово: молю убо, прежде всeх, творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человeки, за Царя, и за всeх, иже во власти суть, да тихое и бозмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистотe (1 Тим. гл. 2, ст. 1).

Важно есть сие Апостольское наставление. Повелeвая Он творить моления за всeх человeк, и за всeх во власти сущих, особенно предписывает творить моления за Царя. А еще важнeе ожидаемый от таковаго моления плод и слeдствие. Да тихое, говорит, и безмолвное житие поживем; да притом прибавляет: во всяком благочестии и чистотe.

Что может вожделeннeе и благопотребнeе быти на земли, как тихое и безмолвное житие? Гдe оно, там есть и мир, и согласие, и взаимная любовь, и ревностное друг другу спомоществование. Гдe оно, там есть родителей о дeтях попечение; дeтей к родителям любовь: вышших о нижних сердолюбие: нижних к вышшим охотное повиновение: любовь и вeрность между супругами. Гдe оно, там есть сохранение правосудия, соблюдение совeсти и честности, старание о пользe ближняго своего не иначе, как о собственной своей; а вкупe всeх о пользe общей. Гдe оно, там есть безопасность от внeшних; устрояемая сильная таковым согласным тeлом ограда противу всяких козней вражиих. Гдe оно, там процвeтают грады, умножаются селения, царствует довольство и изобилие плодов земных. В радостном покоe по трудах всяк поет под виноградом своим и под смоковницею своею, благословляя виновника блаженства своего. В сем состоит тихое и безмолвное житие.

     Основанием же тому полагает Апостол благочестие и чистоту. Основание Святое, твердое, во вeки незыблемое. Нeт ни малeйшаго сумнeния, что конечно послeдует тихое и безмолвное житие, ежели во основание будут положены чистота и благочестие. Все, чтоб мы ни мыслили, чтоб ни говорили, чтоб ни творили, не может имeть успeха само собою, ежели не благословит Господь. Аще не Господь сохранит град, всуе бдяй и стрегий (Псал. 126, ст. 1). А напротив: аще благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима (Псал. 127, ст. 6).

Сие же благодатное благословение не иначе на нас низпосылает Господь, развe когда будет в нас благочестие. Но благочестием никак не заслуживает почитаемо быть, ежели оно будет состоять в одной наружности. И для того Апостол к благочестию присоединяет чистоту. Между благочестием и чистотою должен быть и есть союз никогда неразрeшаемый.

     Ибо какая здeсь разумeется чистота? Чистота сердца. Блажени чистии сердцем (Матф. гл. 5, ст. 8). Чистота совeсти и добрых нравов, как утверждает тот же Апостол: Конец завeщания есть, любы от чиста сердца, и совeсти благия и вeры нелицемeрныя (1 Тим. гл. 1, ст. 5). Таковая чистота, есть или основанием благочестия или побуждением к нему, или вeрным онаго свидeтельством. Гдe таковая чистота, там и благочестие; гдe таковое благочестие, тамо и тихое и безмолвное житие; гдe таковое житие, там есть рай на земли.

     Но что я говорю, на земли? Всякое, какоеб только могло быть, благополучное на земли житие, ежели оно не ведет к благополучной жизни на небеси, будет оно суетно и пагубно; да и не может в прямом смыслe благополучным житием почтено быть, развe только одним, и то обманчивым и тщетным видом онаго.

Тихое и безмолвное житие, о коем говорит Апостол, есть то житие, которое нас из земнаго благополучия преводит и в небесное блаженство. Ибо оное полагает великий Учитель не в наружных пышностях, не в роскоши тeлесной и сладострастиях, но полагает во благочестии и чистотe. А сие Святое основание хотя предполагает тихое и безмолвное житие на земли; но оно же есть единственное благодатное средство к достижению блаженства и на небеси. Ибо кто же имeет надежду наслeдия во Святых, и снаслeдником быти Христу, развe истинно сохранивший благочестие и чистоту?

     Се нашему слову печать прилагает сам Ходатай и Виновник нам жизни вeчныя Господь Иисус: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Послeдуя Учителю и избранный Его ученик тоже подтверждает: тeлесное обучение вмалe есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обeтование имeюще, живота нынeшняго и грядущаго (1 Тим. гл. 4, ст. 8). Се видим, что благочестие не токмо приносит нам пользу в жизни сей; но Бог к нему привязал свое милостивое обeщание, чтоб за оное наградить нас и жизнию будущею.

Когда толико важно есть тихое и безмолвное житие, основанное на благочестии и чистотe: то как же мы не послушаем Апостольскаго гласа, чтоб творить о нем моления и прошения и благодарения. Мы только, разсуждая важность просимыя вещи, прибавим, что должны творить таковыя моления, и прошения, и вообще всe, в церковных собраниях, (ибо сие, по моему мнeнию, значит, моления): и каждый особо, дома ли, или на пути, или гдe бы он ни был; (ибо сие, кажется, значит, прошения): от горячия душú, от добраго сердца, со вперением всeх мыслей на предмет толико важный, и днем и ночью, и ложась и воставая, с пролитием слез и умиленных и радостных.

     От таковых молений да будет неразлучно и благодарение. А оно требует, чтоб мы все восписывали Богу; а не своему уму, не своим трудам, не своим усилиям, не своему богатству, не своему могуществу: но пад пред Его Величеством, и признавая с благоразумными и избранными Его рабами, что мы земля и пепел (Быт. гл. 18, ст. 27), восклицали бы пред Ним духом и устами: Тебe Единому подобает и честь и слава и поклонение и вся во вeки вeков (1 Тим. гл. 1, ст. 17).

Но не оставим еще разрeшить затруднения, которое, кажется, нам задает Апостол в поминаемых своих словах. Пусть мы, и вообще всe, и каждый особо, по Его спасительному увeщанию, будем творить моления и прошения, да тихое и безмолвное житие поживем: но по Апостольскому разсуждению, кажется, всeх таковых наших молений и прошений не довольно, ежели при том не присоединим, наших молений и прошений, особенно, за Царя.

     Богом просвeщенный учитель видeл, что сие для тихаго и безмолвнаго жития необходимо благопотребно. Знал он союз общества. Знал он, что сего тeла гражданскаго Царь есть глава. Суетноб было тeлу желать благосостояния, миновав главу. А напротив, егда глава есть благорасположенна и здрава, может тогда и все тeло управлять, и каждому члену спомоществовать, или его исправить, и в согласной связи всeх их содержать.

     Так по сему о ком же прежде всего и паче всего, моляся о тихом и безмолвном житии, должны мы молиться, как не о Царe, как не о сей от Бога поставленной Главe, дабы оная была хранима вышним Царем, яко зеница ока? Ибо при Ея цeлости, благорасположении и благоуправлении, и вся связь общества будет сохранена в тихом и безмолвном житии; поелику одно с другим связано неразлучно.

     Впрочем же Царь есть человeк: бремя правления возложено на Его рамена тягостнeйшее; и силам человeческим, могу сказать, без помощи Вышняго несразмeрное, притом Он, яко человeк, силы имeет ограниченныя, и общих немощей человeческих не безучастный: то не есть ли сие сильным побуждением для совeсти каждаго, чтоб мы для пользы собственной своей и общей творили моления и прошения о Царe с горячайшею вeрою, вездe и непрестанно, да подкрeпит Его свыше носить без отягощения сие великое бремя, да умудрит Его, да наставит Его, да руководствует Его; творити суд и правду, защитить сироту и вдовицу, Державу свою сохранить в мирe и тишинe, и всeм нам во Особe своей явить примeр благочестия и чистоты.

Ежели когда, то нынe, в сей великий День, в сей благословенный час сотворим мы, о Россиане! о знаменитые знаменитой части круга земнаго обитатели! о мои соотечественники! о Богопросвeщенные Христиане! сотворим мы днесь моления и прошения о Благочестивeйшем Государe нашем Императорe ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ. Царь царствующих Сам да управляет Им: и в Особe Его земнаго правления, да явит нам Образ вeчнаго Царствия Своего. Да утвердит Он благочестие: да будет утeшением церкви: да прославится Отцем Отечества Своего.

Наши моления облегчаются Его достоинствами, его добродeтелями, Его вeрою. Чрез толикое течение годов довольно видeли мы, колико в Нем вeра незыблема, колико упование на Бога твердо, коликим одарен просвeщением, коликою благостию, коликою сердца добротою: и всeм тeм давно уже приуготовлен подать всякому помощь, отраду и утeшение; поелику Сам быв искушен, может и искушаемым помощù (Евр. гл. 2, ст. 18).

     Ежели же бы в чем и не доволен был; Бог вся о Нем промыслил во благое; даровав Ему Супругу, Императрицу Благочестивeйшую, Просвeщеннeйшую, Добродeтельнeйшую: и по тому во всем надежнeйшую Ему Помощницу. Окружен Чадами, яко насаждениями масличными, носящими вeтви благодeлания.

Почему и остается нам, вeрным подданным ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, принося о Нем моления и прошения, вкупe принести и благодарение Царю Царствующих и Господу Господствующих, яко даровал нам Царя по сердцу Своему (Иерем. гл. 3, ст. 15); да можем сказать, и по сердцу нашему. Благодаря же воскликнем всe, среди сея первенствующия церкви, пред лицем Бога неба и земли: да здравствует и да царствует наш Благочестивeйший Государь Император ПАВЕЛ I и с дражайшею Своею Супругою, Благочестивeйшею Императрицею, и со всею Августeйшею Своею Фамилиею, во вeки Аминь.

1796 года.

 



Оглавление

Богослужения

30 апреля 2024 г. (17 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.