Слово на Крещение Господне

СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Блажен Иордан, яко удостоился омыть Святeйшее тeло Господне! Блаженны тe струи, что сподобились окропить источник жизни! ибо не могли они омыть тeло грeха неучастное: а паче сами им стали быть очищенны. Водное естество освятилось, когда восприяло в себя Того, который рек: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и бысть тако (Быт. гл. 1, ст. 9).

Что Господу был Иордан, то для нас есть священная купель: или паче для нас она есть спасительнeе, нежели что для Него был Иордан. Ибо Иордан Его не освятил, а паче сам от Него освящен был. А купель нас омывает и освящает. Аще кто не родится водою и духом, изрекла самая истина, не может внити в царствие небесное (Иоан. гл. 3, ст. 5). Слeдовательно, кто водою и духом раждается: тот получает жизнь достойную не царства земнаго, но царства небеснаго.

Но может ли вода таковую имeть силу? помыслит кто нибудь. На сие скажем, что вода сама по себe таковой силы имeть не может; но когда Дух Божий одушевлять ю будет: способна она содeлается ко всему тому, на что обратит ю Дух Божий. И для того Евангелие не сказало просто: аще кто не родится водою единою; но прибавило, водою и духом.

Для большаго увeрения вспомните вы создание тварей и мира бытие. Не рек Бог: да будут дýши гад живых, и рыб, и птиц: но рек; да изведут воды гад душ живых, и рыб, и птиц. И изведоша воды по родам их (Быт. гл. 1, ст. 20, 21). Как вода могла произвести гады душ живых, и рыб и птиц? По тому, яко Дух Божий ношашеся верху воды.

     Хотя не понимаем мы, каким образом вода крещения нас вновь раждает и оживотворяет: однако ни мало не сумнимся, что она оживотворяет, не сама собою, но яко Дух Божий носится над нею и вливает в нее свою животворную силу, таким образом, яко же Сам вeсть. И хотя Богу ничто же есть не возможно или трудно: однако, человeчески разсуждая, не есть болeе чудесно, чтоб вода Духом Божиим одушевленная нас оживотворяла в жизнь вeчную: как и то, что та же вода тeм же Духом Божиим одушевленная изводила из себя гады душ живых, и рыб, и птиц. Ежели наше духовное рождение чудесно: то и оное душ живых от воды произведение чудесно. Ежели то не вeроятно и не возможно: так и сие. Но о сем, то есть, что воды производят гады душ живых, и рыб, и птиц, мы сумниться не можем. Ибо ежегодно то очами нашими видим. Так почемуж и об оном дерзнем сумнeваться?

Ежели скажем, что воды производят гады душ живых и рыб, не сами по себe, но силою Божиею; то же мы и о духовном в крещении рождении скажем, что оное производит не вода Сама собою, но Дух Божий воду одушевляющий, таинственным и Ему единому свойственным образом. И для того Евангелие не говорит: аще кто не родится водою единою, но водою и духом.

А чтоб ты еще меньше сумнeвался, что Дух Божий в водe крещения дeйствует, воззри на крещаемаго Господа. Он, будучи Святыня и жизнь, стоит в водe. Не должна ли убо вода стать священною и животворною? Самая Святыня в водe: так и вода свята. Самая Жизнь в водe: так и вода стала быть животворящею. Самый Дух Божий в водe: так и вода стала быть плодотворною. Утвердися в сем примeрами самим тобою производимыми. Ты ароматы вливаешь в воду: и дeлается она благовонною. Ты воду разтворяешь медом: и дeлается она сладкою. Святeйшее тeло среди струй водных: и они освящаются; и для себя, и для твоего освящения.

     Но чтоб и еще болeе тебя утвердить, се уже явственно, не очам токмо твоим мысленным, но и очам тeлесным является Дух Божий: и се абие отверзошася Ему небеса: и видe Духа Божия, яко голубя, сходяща и грядуща на Него (Матф. гл. 3, ст. 16). Сей Дух Божий хотя сходил на Христа Господня; но не для Него, а для нас. Ибо почто бы Ему сходить на Него, когда Он весь Духа Божия от чрева Матерня был исполнен, или паче, прежде вeк Духу Божию единосущен? Он свободно присвоил Себe оныя Пророческия слова: Дух Господень на Мнe, Его же ради помаза Мя (Исаии гл. 61, ст. 1). И так сей Дух Божий сходил на Него; не да Его освятит, но да воду сотворит для нас животворною и спасительною. Да не только сие; но еще, дабы мы по Апостольскому слову всыновление восприяли. И се глас с небесе: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. гл. 3, ст. 17). Сей глас не единородному токмо Сыну Божию свойствен, но и нам присвоен. Слыши, что уже тебe в крещении духовно отрожденному Апостол вопиет, и как бы привeтствует тебя: нeси уже раб, но сын: аще же сын, то и наслeдник Божий (Гал. гл. 4, ст. 7). О коликое богатство благости! все исполнено таин: отвсюду текут щедроты, коих мы не только истолковать, но и вообразить совершенно не можем.

     Не подумай, что довольно бы было для сего и той животворной силы, которая дана была водe в началe миротворения, чтоб ей производить твари душ живых; как то она и доселe ею дeйствует. Былоб может быть сего довольно, ежелиб вся природа осталась в своей цeлости и непорочности. Но, увы! разтлe (Быт. гл. 6, ст. 12), говорит Слово Божие, всяка плоть путь свой пред Богом. Вси уклонишася: вкупe непотребни быша: нeсть творяй благое, нeсть даже до единаго (Псал. 13, ст. 3). Почему и нужно стало человeка тако поврежденнаго возобновление. Нужно стало пакибытие; то есть, чтоб человeк, как бы вновь перерожден и передeлан был: дабы тлeние и рабство, коему он подвержен стал, было отъято, и облекся бы он в новую святость и в святую новость и безсмертие. А сие не могло быть без особеннаго Духа Божия дeйствия: так се оно и послeдовало. Явися благодать и человeколюбие Спаса нашего Бога, не от дeл праведных, их же сотворихом: но по своей Его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим (Тит. гл. 2, ст. 11).

Бывает крещение и водою единою; и никакой перемeны ни чудесной, ни обыкновенной не производит. А как? говорит Евангелие: аще кто вeру имет и крестится, спасен будет (Марк. гл. 16, ст. 16). Слeдовательно кто без вeры ко крещению приступает, тот крестится водою, но не духом: остается тeм же грeшником, каковым и был. Омывается тeло, но не омывается душа. Совершается обряд, но дeйствия нeт никакова. Для чего? Для того, что нeт Духа Божия дeйствующаго: а вода без Него ничего дeйствовать не может. Но для чего нeт Духа Божия дeйствующаго? Для того, что нeт вeры: а вeра от слуха, слух же глаголом Божиим (Рим. гл. 10, ст. 17).

     Вы скажете, что во младенчествe ни понятия, ни произволения своего, по слабости природы, имeть не могли. Но сей недостаток дополняла Святая вeра родителей ваших: и благодать Божия иногда дeйствует, что вeра и благие нравы от вeрных и благих родителей, яко с самою кровию дeтям сообщаются. Сие утверждает Апостол, пиша к Тимофею: Воспоминаю (2 Тим. гл. 1, ст. 5), говорит, о сущей в тебe нелицемeрнeй вeрe, яже прежде вселися в бабку твою Лоиду, и в матерь твою Евникию: извeстен же есмь, яко и в тебе.

И так ежели вeра родителей ваших была сeменем, от коего вы духовно родилися: то ваш долг есть, сие Божие сeмя возрастить и сотворить его плодоносным. Одолжены вы, пришедши в возраст и просвeтившися разумом глагола Божия, сие сeмя в сердцe своем зачать и родить и мног плод принести, при содeйствии Духа Святаго, который всегда снисходит, и силою своею осeняет того, который имeет чистую вeру и сердце непорочно. Аминь.

       Говорено в Троицкой Лаврe 1796 года Генваря 6 дня.

 



Оглавление

Богослужения

30 апреля 2024 г. (17 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.