Празднуемую нами днесь Преблагословенную Дeву, Ангел привeтствуя, не мог лучшаго чего Ей в привeтствии своем возвeстить, как радость. Радуйся Благодатная! (Лук. гл. 1, ст. 28). Но и церковь восхваляя удостоенную быть Материю воплотившагося Бога, многократно и тысящекратно в пeснях своих повторяет Ей: радуйся, радуйся. Истинно так! разсуждая о здeшней ли пресвятой жизни Преблаженныя Дeвы; или о нынeшнем Ея всяк ум превосходящем счастии; Она была и есть преисполненна радости: и когда Ей взывать, радуйся, не что иное есть, как признавать, что Она и была блаженна; и нынe есть преблаженна. Наши взывания привeтствующия Ю с таковым состоянием, радости Ея не умножат: однако не льзя, чтоб мы имeя к Ней величайшее благоговeние, и сердцем и устами блаженства Ея не признавали и не проповeдовали. Мы не престанем никогда со всею Христовою церковию Ей Архангельский глас воспeвать: радуйся благодатная, Господь с Тобою!
И так не удивительно ни мало, что мы таковой преблаженной и преблагословенной Особe возписываем радость. Но вот что меня удивляет, и зeло удивляет, что великий оный Апостол, Павел Богогласный и небосшественный, и нам, нам живущим в сей юдоли плачевной, и нам велит радоваться; да и радоваться непрестанно. Радуйтеся, пишет он к Филипписием, всегда о Господe; и паки реку, радуйтеся (Гл. 4, ст. 4). Удивление сие еще болeе и болeе увеличится, ежели хотя слегка разсудим, кто такой есть тот, который велит радоваться, кому радоваться, гдe и когда!
Радоваться велит Павел. Всяк бы мог подумать, что он нам сего желает, будучи сам в вeчной радости, в свeтлостях святых горних; или по крайней мeрe, сидя здeсь на земли на престолe, повелeвая вселенною, и восхищаемый удовольствием, что все ему повинуется и исполняется по его гласу и желанию. Всяк бы мог так подумать; но мы видим совсeм противное тому. В самом том послании, гдe он нам велит непрестанно радоваться, не скрывает, что сидит он в оковах. Узы мои, говорит, явленны о Христe быша во всем судилищи и в прочих всeх мeстах (Фил. гл. 1, ст. 13). Но и во всeх других своих посланиях, относительно до себя, ни о чем болeе не поминает, как о непрестанных своих бeдствиях. До нынeшняго часа и алчем, и жаждем, и страждем, и скитаемся (1 Кор. гл. 4, ст. 11). Да и всe свои бeдствия по имянно изчисляет в послании к Коринфяном, в главe одиннатцатой; таковыя и толикия, что кажется удобнeе было ему их претерпeть, нежели нам изчислить словом: вся жизнь его не иное что была, как непрестанное страдание. Что и он сам, заключая все единым выражением, признает, говоря: по всяк день умираю (1 Кор. гл. 15, ст. 31). Таковый узник, таковый страдалец, таковый, по мнeнию мира, несчастливец, как мог всeм другим и желать и предписывать, чтоб они радовались; да и радовались непрестанно?
Но уже я не знаю, что и говорить. Чудеса Павловой души всякое наше понятие и изумление превосходят. Он в том же послании даже велит нам радоваться о самом его страдании. Вот его чудныя слова! Аще и жрен бываю о жертвe и службe вeры вашея, радуюся и сорадуюся всeм вам: такоже и вы радуйтеся и сорадуйтеся мнe (Фил. гл. 2, ст. 17, 18). Я, де, яко не повинное овча, закалаюся, приношуся в жертвенное всесожжение: и о сем зeло радуюся; да и вы радуйтеся о том же со мною. Кажется и сам он свои словà дeлает для нас невeроятными, и от нас невозможнаго требует.
Но, может кто при сем сказать, что Павел только требует от нас сорадования, поелику его страдание было для всeх преполезным, и жертвою спасительною; а не вeроятно, чтоб и он сам при таких страшных и непрестанных бeдствиях был в радостном состоянии. Но что дeлать? Мы сего Божественнаго мужа собственнаго признания свидeтельства, никак не можем не принять. Ибо в самых сих помянутых нами его словах, он не говорит нам просто; радуйтеся: но сорадуйтеся мнe (Фил. гл. 2, ст. 18): то есть, радуйтеся вмeстe со мною радующимся. А в другом мeстe еще яснeе тоже утверждает: яко скорбяще; присно же радующеся (2 Кор. гл. 6, ст. 10). Но вот скажете, он себя признает скорбящим. Нeт! зри благоразумие мужа. Гдe говорит он о своей скорби, прибавляет, яко, то есть, по мнeнию де других; а не по собственному моему чувствию. Но гдe открывает свою радость, там просто без оговорки полагает: радующеся; да еще прибавляет; присно: присно же радующеся. Чрез всю, де, жизнь я страдаю; и чрез всю жизнь радуюся.
Но как бы то ни было, однако, как сей великий подвижник чрез всю жизнь страдавший и в страдании умерший, велит нам радоваться: помедлим мы радоваться, да и не в силах сердце свое разширить на радость, доколe не услышим, какия суть тe важныя причины, какия столь сильныя побуждения, которыяб могли в нас произвести радость непрестанную.
Но ежели еще при сем разсудить, кому он велит радоваться: то и болeе сие радость нашу удержать может. Кому, Павле! радоваться ты повелeваешь? нам. О когдаб желание твое святое в нас исполнилось! Но нам ли радоваться? Радости должен предшествовать мир и спокойствие. Но в лицe каждаго из нас Пророк упредительно за нас пред Богом говорит: нeсть мира в костех моих от лица грeх моих (Псал. 37, ст. 4). И свeт очию моею, и той нeсть со мною (Псал. 37, ст. 11). Сердце мое смятеся во мнe, и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма (Псал. 54, ст. 6). В таком ли состоянии радоваться? Да и рeшительно, нeсть радоватися нечестивому (Исаии гл. 48, ст. 22), глаголет Господь. По сему болeе одолжены мы всегда плакать и рыдать; и сколько нибудь таковыми слезами привлекать милосердие Божие, дабы отложил праведный гнeв Свой, и облегчил бы заслуженный нами, будущий несчастливый жребий.
Однако не смотря на сие Павел велит нам радоваться; да и радоваться непрестанно: слeдовательно, и в самое время рыдания нашего; и по его разсуждению, таковыя покаяния слезы, желаемую им радость возмутить не могут, как послe увидим мы.
Но доколe не увидим его на сие объяснения; радость нашу до времени удержим. Да и не льзя не удержать. Ибо еще стрeчается затруднение, чтоб нам рeшиться на таковую радость. Мы еще не на небe, гдe есть вeчное жилище веселия и радости. Мы на землe; мы в юдоли плачевной. Мы в мирe исполненном горестей и зол: в мирe, который, и по свидeтельству Божию, и по собственному нашему опыту, весь во злe лежит (1 Иоан. гл. 5, ст. 19). Мы уже прейдем молчанием таковых страдальцев, каков был первый сам Павел. Оставим и тeх, кои, боряся с бeдностию и недостатком всего, терпя разныя от людей притeснения и гонения, всегда в немощах и болeзнях, не живут, так сказать, а мучатся. Мы представим человeка, живущаго в счастии мирском, и всем изобилующаго: но и о таковом человeкe можем сказать, что его удовольствия с горестями смeшаны; и ежели всe случаи жизни его разсмотрeть, болeе гораздо найдем прискорбных, нежели радостных: по крайней мeрe, ни о ком не можем утвердить, чтоб он мог радоваться непрестанно. Но что еще скажем о различных мира соблазнах? Что о внутренних наших страстях; о сей домашней и неумолкной брани, которая в нас сердце изнуряет, яко огнь не угасающий, и яко червь не умирающий? В таковом мирe живучи, и таковыми обстоятельствами быв окруженны, можем ли мы радоваться; да и радоваться непрестанно? Однако совсeм тeм Апостол того требует; и его требования мы обязаны почитать святою заповeдию. Но пусть Павел сего требует: да как же и нам не отважиться представить ему свои затруднения, какия находим мы во исполнении его требования?
Когда он от нас сего требует? В жизни сей, которая есть, яко трава, и дние наши, яко цвeт сельный, тако отцвeтут. Теперь мы уже нeсколько свободнeе противу таковаго требования поступим; когда кажется и самое Слово Божие поборает по нас. Оно ясно утверждает, что жизнь наша есть путь: есть странствие: есть гостинница, есть подвиг. Но кто же так спокоен на пути, как бы был дома? Кто так радостен в странствии, как бы он был в отечествe? Кто так весел в подвигe, как бы он уже одержал побeду и увeнчан был? Ежели, смeю сказать, и здeсь на пути и в странствии жизни, и находясь в подвигe, можем мы непрестанно радоваться, то по чтоже нам ожидать уже неба? По что стремиться к другой какой радости неизвeстной, когда мы и здeсь извeстною, да и всегда наслаждаться можем?
Но кажется вышли уже мы из предeлов должнаго Богодухновенному мужу почтения. Дерзнули ему противорeчить; за что болeе одолжены ему благодарить и послушать его с сладостию, быв увeрены, что Павловы уста, суть Христовы уста. Так послушаем же его на наши сумнeния и рeшения.
Апостол не просто сказал: радуйтеся всегда (1 Сол. гл. 5, ст. 16); но прибавил: радуйтеся о Господe. Но и Пророк с ним согласно поет: радуйтеся праведнии о Господe (Псал. 32, ст. 1). Да и самой Пресвятой Дeвe сам Ангел не просто сказал: радуйся благодатная! Но не посредственно приложил: Господь с тобою. О! ежели так, то все дeло одним словом рeшено. Ежели Господь с нами: то какое тут мeсто какой либо скорби? Господь с нами: сие слово взять надлежит в том смыслe, что Господь всегда в умe нашем, в сердцe нашем, в душe нашей. Что душа чувствует себя пред Ним непорочною; чувствует Его в себe неотлучное присутствие: внутренно с Ним, яко с другом обращается, с ним бесeдует, с Ним совeтует, с Ним все предпринимает, с Ним ходит, с Ним сидит, с ним спит, с Ним востает, с Ним яст, с Ним пиет, с Ним живет, с Ним умирает. Ежели таким образом душа с Господем; а Господь с нею, то истинно твое слово, Павле! что она будет радоваться; да и радоваться непрестанно. Да еще в таковой радости непрестанно будет пeть с Пророком: презрeх Господа предо мною выну: яко одесную мене, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой; еще же и плоть моя вселися на упование (Псал. 15, ст. 8, 9).
А что помянули мы о слезах, какия должен проливать грeшник, оплакивая грeхи свои; таковыя слезы суть слезы радости, как точно утверждает тот же Апостол: печаль, яже по Бозe, покаяние нераскаянно содeловает во спасение (2 Кор. гл. 7, ст. 10). Да и то сию радость не опровергает, что земля есть юдòль плачевная, а радость предоставлена одним небесам. Конечно прямая, полная, некончаемая радость есть на небеси. Но и сия радость, какою праведнии наслаждаются на земли, есть одного свойства с небесною радостию. Здeсь есть начало: там совершение; здeсь предвкушение: там полное наслаждение; здeсь источник: там Окиан радости. Пресвятая Дeва днесь участна сея полныя и безконечныя радости: но началà Она ее здeсь на земли: Ея же молитвами и мы да сподобимся сея Павлом желаемыя непрестанныя радости. Аминь.
Говорено в Москвe,
в Благовeщенской церквe, что на Тверской,
в присутствии ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА
и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ,
и всея Императорския Фамилии, 1797 года,
Марта 25 дня.
30 апреля 2024 г. (17 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра