Часть 1

КРАТКОЕ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

СВЯТО-ТРОИЦКИЯ

СЕРГИЕВЫ ЛАВРЫ
и

СПАСО-ВИФАНСКАГО
УЧИЛИЩНАГО МОНАСТЫРЯ

С ПРИСОВОКУПЛЕНИЕМ
описания Махрищскаго монастыря,
противу прежнихъ изданий
исправленное и дополненное.

МОСКВА
В Синодальной Типографии,
1829 года.
издание седмое.

Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московской Губернии, разстоянием от Москвы в 64 верстах на Север, наклоняясь несколько к Востоку. Извне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 8 приходских церквей, из коих 7 каменных, а 1 деревянная. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами, но так притом, что отвсюда здание монастырское видно за 10 верст и более. При ней находится малая речка, именуемая Кончура, которая, начинаясь в двух верстах выше Монастыря, и протекая мимо его с западной и потом южной сторон, впадает наконец в четырех верстах ниже в речку Торгошу.

Прежде то место, где сооружен Монастырь, и окрестности его, были не населены и покрыты лесом. Но в первые годы великаго княжения Симеона Иоанновича, Преподобный Сергий Игумен, Радонежский чудотворец, который до пострижения в монашество назывался Варфоломей, по смерти своих родителей, удалившись от мира в оный лес, построил себе в нем хижину, а потом и церковь деревянную, во имя Святыя и Живоначальныя Троицы, которая скоро потом и освящена была по благословению Феогноста Митрополита всея России. Место, где Преподобный в 1337 году, на двадцать втором году от рождения, поселился, было области Радонежской, города Радонежа, которой от сея обители отстоял 10 верст, а ныне там село, называемое городок, и от сего Радонежа и Преподобный проименован Радонежским. Родился Святый Сергий во граде Ростове в 1З15 году от родителей благородных Кирилла и Марии, коих тела опочивают в Хотькове девиче монастыре.

Хотя сокрыл себя Преподобный Сергий в пустыню, но не мог сокрыть своего имяни. Слава о святости жития его в скором времени далеко распространилась, а потому и начали стекаться к нему многие иноки из других монастырей на сожительство. Они, приходя, строили с дозволения Преподобнаго себе келлии деревянныя. Сперва число иночествующих состояло в двенадцати человеках, кроме Преподобнаго; а сверх онаго числа никто принимаем не был. Но потом пришедшим от Смоленска одним Архимандритом, именем Симоном, для сожития к Преподобному, то определенное число нарушилось. После сего приходящих и поселяющихся монашествующих число день от дня умножалось, а по мере умножения их распространялся и Монастырь строением. Такое было начало Троицкаго монастыря, и в сем состоянии пребывал он до кончины Преподобнаго Сергия и несколько лет после.

Когда число монашествующих в обители умножилось, и имя Преподобнаго Сергия учинилось известным во всей России: тогда многие Князи, Бояре и простолюдины начали приходить на поклонение в обитель.

По причине таковаго день от дня умножаемаго стечения народа, и окружность онаго Монастыря начала быть населяема. И сие есть начало селения, имеющагося при Лавре, которое отнесть надлежит ко временам государствования Великаго Князя Иоанна Иоанновича, и которое в последующия государствования день от дня умножалось по причине уже позволительных грамот, данных от Великих Князей на поселение при оном месте.

По преставлении в 1393 году Преподобнаго, во время государствования Великаго Князя Василия Димитриевича, когда Едигей, Князь Татарский, приходя к Москве, многия в окрестностях ея учинил раззорения: весь Монастырь Троицкий, в каком был он тогда состоянии, и окрестныя селения были от него сожжены и раззорены до основания; тогда в Монастыре сем Игуменом был Преподобный Никон. Он, услышав о приближении неприятельском, заблаговременно уклонился от нападения. А по выступлении Едигея из России, Преподобный Никон возвратился в свою обитель, в которой когда увидел все труды Преподобнаго Сергия в прах обращенные, собрав разсеянную братию, на томже месте вновь построил Монастырь; в нем создал Церковь во имя Живоначальныя Троицы, и для братии келлии и трапезу деревянныя же.

По возобновлении Монастыря в последовавшие по том годы, а особливо по обретении мощей нетленными Преподобнаго Сергия и после других знаменитых происшествий, учинившихся в оном, о коих ниже будет упомянуто, обитель постепенно восходила в большую знаменитость, силу и могущество, так что наконец, до определения штатов с приписными своими монастырями, имела до ста шести тысячь крестьян, состоящих в разных уездах и принадлежавших Лавре. К ней было приписных четырнадцать монастырей, а имянно: Пешношский в Московской Губернии; Киржацкий во Владимирской Губернии; Стромынский в Московской Губернии; Белопесоцкий в Тульской Губернии, близ города Коширы; Свияжский в Казанской Губернии, в городе Свияжске; Казанский в самом городе Казани; Астраханский в самом городе Астрахане; Авнежский в Вологодской Губернии; Богоявленский, что в Москве; Ново-Троицкая Сергиева пустыня, что близ Петергофа, ныне учреждена второкласным монастырем; Махрищской, о коем сказано будет ниже; Алатарской в Симбирской Губернии; Георгиевская пустыня во Владимирской Губернии; Хотьков девичь монастырь, состоящий ныне в штате. Они ныне большею частию или состоят в числе заштатных монастырей, или обращены в приходския церкви.

По мере прихождения Монастыря в силу и умножения его достатка, смотря по обстоятельствам, в разныя времена производились в нем разныя строения; к чему наипаче споспешествовали желания и ободрения Государей и немалыя их вклады вотчинами.

В настоящее время в Лавре следующия суть здания.

I.

Каменная ограда с постановленными в пристойных местах осмью великими башнями, простирающаяся вокруг на 642 саженях, вышиною в 4 сажени, а инде саженей до 6 и до 7 и более; толщиною в 3 сажени, а инде и более. Она начата строиться с постановлением над Святыми вратами храма во имя Преподобнаго Сергия в 1513 году при Великом Князе Василие Иоанновиче, но особливо приходила в совершенство и действительно окончана при государствовании Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича. И хотя она строена была собственно монастырским иждивением; но много однако к тому вспомоществуемо было и от Государей: ибо данными граматами от Царя Иоанна Васильевича в 1540 и 47 годах, не только дозволено было брать белой камень и обжигать известку везде, гдеб только Монастырь за способное признал, без всякаго за то платежа в казну, или другим частным людям, в чьих дачах найдена она быть могла; но и самые монастырские крестьяне, с коих поборами частию та ограда строена была, от всяких Царских податей и накладок и от данья подвод проезжим Царским людям, пока производилось строение той ограды, освобождены были. А в 1546 году, все Троицкаго Монастыря вотчины, села, деревни, слободы, варницы и дворы, по причине строения городовой стены, от дачи съестных припасов к Казанскому походу освобождены были. И понеже в 1609 и 1610 годах, та сделанная ограда, во время осады, от Польских приступов во многих местах была повреждена: то в последовавшее потом мирное царствование Царя Михаила Феодоровича все повреждения исправлены, и многия места вновь перестроены монастырским иждивением.

При оной ограде с восточной стороны сделан был ров, с двумя для проезда каменными мостами, обделанной частию белым камнем, а частию кирпичем, а четыре наугольныя башни и две средния, одна на восточной, а другая на северной сторонах, окружены земляными регулярными крепостными бастионами. Оный ров сделан в 1609 году, во время осады, для удержания неприятельских приступов; для подкрепления же стены обделан камнем и кирпичем, а крепостныя бастионныя строения, окружающия башни, сделаны, по преданию, при Государе Императоре ПЕТРЕ I, после спасения Его в сем Монастыре от Стрелецкаго мятежа. Оный ров до Святых ворот, и один мост, и средний бастион уничтожены в 1823 году, и площадь пред восточною стеною выровнена иждивением Лавры.

При всей великолепности ограды, Святыя врата почти не отличались от других; для того в 1807 году тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона устроены вновь Святыя врата Готической архитектуры пред башнею, над вратами стоящею. Снаружи оныя украшены полу-колоннами и карнизами из белаго камня; на куполе, покрытом белым железом, поставлено изображение Преподобнаго Сергия, с медным вызолоченным крестом; а пониже купола с передней и других двух сторон помещены пирамиды, и другия очень искусно сделанныя фигуры; внутри же оныя врата росписаны живописью альфреско; и самые железные затворы покрыты местами, листовым золотом и серебром.

Из вышеписанных осми башен, первая особливаго примечания достойна, по превосходству Готической архитектуры, башня, именуемая Красная, которая между наилучшими строениями иметь место долженствует. Вышиною она до 25 саженей; строена, в начале государствования Царя Алексия Михайловича, монастырским иждивением, и окончана в 1648 году. У нея верьх оканчивается обелиском и на нем поставленною из камня высеченною уткою, позлащенною в 1780 году. Вторая башня, называемая Каличья, имеющаяся на Северной стороне ограды, построена на место башни, называвшейся Каличья же, которая была построена при Государе Царе Алексие Михайловиче, и разобрана в 1757 году, по причине оказавшихся на ней ветхостей. Сия новая башня началась строиться Лаврским иждивением 1758 и 59 годов, и окончана тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона в 1771 году.

II.

Троицкий Собор весь из белаго камня, кроме трапезы, имеющейся при нем, в длину с олтарем на 9-ти саженях, а с трапезою и с стенами на 12-ти саженях и 2-х аршинах, с приделанною же в 1793 году вновь второю трапезою на 15-ти саженях, в ширину же на 7-ми саженях. Построен над гробом Преподобнаго Сергия, по обретении его мощей нетленными, Игуменом Никоном, Радонежским чудотворцем, в конце Великаго княжения Василья Димитриевича и в начале государствования Василия Васильевича Темнаго, монастырским иждивением и вкладом от Князей, а особливо от Князя Юрья Димитриевича Галицкаго, который особенное усердие имел к Преподобному. По построении, в скором времени оная церковь была росписана стенным писанием, монастырским иждивением, тщанием того же Преподобнаго Никона, чрез двух иконописцов, Даниила и спостника его Андрея, которые потом росписывали церковь в Андрониеве монастыре. И как оное стенное писание от множества лет после обветшало; то 1635 года при Царе Михайле Феодоровиче возобновлено было монастырским же иждивением. А в прошлом 1777 году по Имянному Ея Императорскаго Величества Указу ассигнованною из Государственной Коллегии Экономии суммою оное стенное писание, как прежнее обветшало и полиняло, с положением во всей церкви вновь золота, паки возобновлено, так как иконное письмо в той церкви поновлено, и иконостас и Святыя Иконы все вновь обиты серебром чеканным – золоченным, и венцы на Святыя Иконы сделаны новые, чеканные, серебряные, позлащенные червонным золотом, которое росписание и все прочее вновь сделано, и новый чугунный с вылитыми цветами и словами пол устроен в 1779 году, тщанием Преосвященнаго Митрополита Московскаго и сея Лавры Архимандрита Платона. – На оной церкве весь верьх позлащен: ибо не только глава и крест обиты медью, позлащены чрез огонь червонным золотом, что учинено в 1556 году, по повелению и иждивением Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича, но и самая над церковию и олтарем железная кровля покрыты были червонным листовым золотом около 1720 года; потом также кровля золочением на вкладныя деньги возобновлена 1750 года, а в 1805 году, оная кровля и олтарь по прежнему железу покрыты медью, золоченою особенным искусством, и обшиты кругом подзорами из белаго железа, монастырским иждивением.

По основательной вероятности место сего Святыя Троицы храма называлось Маковка; ибо он построен на самой крутой остроконечности холма, поелику только с Северной и Восточной стороны положение места к нему равное, а с Полуденной и Западной великая и очень крутая отлогость. И хотя сия отлогость ныне мало видна, но разсуждая по зданиям близ онаго храма с Полуденной и Западной сторон, коих нижния жилья находятся глубоко под насыпью земли, заключить надобно, что по сей причине в разных Церковных книгах и Летописях обитель сия называется Монастырь Преподобнаго Сергия, иже в Маковце.

В сем храме отличныя достопамятности суть следующия: а) Два образа Святыя Троицы, из коих один устроен Царем Иоанном Васильевичем, а другой, что у Царских врат, Царем Борисом Феодоровичем Годуновым и Царем Михаилом Феодоровичем, покрыты златым окладом и украшены драгоценными камнями. б) Два образа Преподобнаго Сергия также украшены златым окладом, с драгими каменьями. в) Царския двери, все кованыя серебреныя, местами вызолоченныя, в коих весу 4 пуда, 13 фунтов, устроенныя одною благочестивою вкладчицею; а прежде бывшия, устроенныя Царем Михаилом Феодоровичем, покрытыя чеканным серебром, перенесены в церковь Преподобнаго Никона. г) Три, одно большее и два средней величины, паникадила серебреныя. д) Образ Преподобнаго Сергия, устроенный из гробовой Преподобнаго доски, бывший во всех походах Государя ПЕТРА I и Царя Алексия Михайловича. е) В нем погребен в 6934 году Князь Андрей Радонежский, во иноцех Савва, в коего области Монастырь устроен.

III.

По правую сторону того Троицкаго Собора имеется церковь Преподобнаго Никона, в которой длина 4 сажени и два аршина, ширина же 4 сажени с половиною. Она построена над гробом Преподобнаго Никона в 1552 году при Государе Царе Иоанне Васильевиче; потом по разобрании первой, вновь устроена в 1623 году больше первыя, при Архимандрите Святом Дионисии. В 1635 году была она вся монастырским иждивением украшена при Царе Михаиле Феодоровиче стенным писанием, которое как после все почернело, то и было забелено и покрыто известью, так что того росписания никакого вида не оставалось. Но в 1779 году, как вся оная церковь внутри вновь украшена стенным писанием и извне росписана мрамором под один вид к Троицкому Собору, также в ней иконостас и рака Преподобнаго Никона сделаны новыя и позлащены по полименту червонным золотом, тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. На оной церкви глава и крест позлащены червонным золотом в то же время, как выше о позлащении кровли на Троицкой церкви сказано. Оная глава в прошлом 1780 году вся вновь позлащена подаянием от доброхотных дателей. В 1805 году на оной церкви глава, кровля и олтарь покрыты медью, также, как на Троицком Соборе, золоченою, обшиты кругом подзором из белаго железа, и крест вновь вызолочен листовым червонным золотом, монастырским иждивением.

IV.

При оном же Троицком Соборе с Южной стороны имеется так называемая Серапионовская палатка, вновь в 1783 году перестроенная: вся внутри росписана иконным писанием по местам с позлащением. В ней гробы Святых угодников под спудом: 1) Преосвященнаго Серапиона, бывшаго Архиепископа Новгородскаго. 2) Святейшаго Иоасафа Скрипицына, Митрополита Всероссийскаго. 3) Архимандрита Дионисия, мужа Святаго и толико подвизавшагося во время смутное Польских нахождений. В сей же палатке была, по преданию, келлия Сергиева, где он удостоился в видении узреть Пресвятую Матерь со Апостолы.

V.

Успенский Собор, среди Лавры стоящий. Церковь великая о пяти больших главах, сделанная наподобие Московскаго большаго Успенскаго Собора, в длину с олтарем, кроме крыльца, на 19-ти саженях и с стенами, а в ширину на 13 саженях с аршином и с стенами: вышины до 10 саженей, а с Полуденной стороны и более, украшенная внутри стенным писанием. Она построена при Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче, освящена же в 1585 году, 15 дня Августа, Дионисием Митрополитом Московским и всея России, в присутствии Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича и Супруги его, Благоверныя Царицы и Великия Княгини Ирины Феодоровны, стенным же писанием украшена в 1681 году по повелению Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра, Алексеевича на вкладныя деньги 4000 рублей, данныя Преосвященным Моисеем, Архиепископом Рязанским, который в том Соборе в 1651 году и погребен. В олтаре оныя церкви имеются три придела, из коих два освящены были в 1585 году, в тот самый день, в который и главная церковь освящалась, в знак благодарности за посещение Государю Царю и Великому Князю Феодору Иоанновичу и Государыне Царице Ирине Феодоровне, во имя их Царских Ангелов: Святаго великомученика Феодора Стратилата и Святыя мученицы Ирины. А третий освящен в 1609 году, Маия 9 дня, во имя Святаго Николая чудотворца, во время осаждения Монастыря от Поляков, для испрошения у Бога, с помощию молитв Святителя, освобождения от усилившейся на многих осажденных цынготной болезни. На оной церкви средняя превеликая глава была позлащена червонным листовым золотом, тщанием бываго в Лавре Архимандрита Афанасия, бываго потом Епископа Ростовскаго, иждивением монастырским, между 1754 и 58 годов. А в 1806 году оная средняя глава вся покрыта медью, яблоко сделано медное, и вызолочены также, как кровля на Троицком Соборе; крест железной вновь позлащен листовым червонным золотом, подзор покрыт серебром. Прочия меньшия четыре главы в 1807 году покрыты голубою краскою, украшены медными, разной величины, вызолоченными звездами, и на всех сих главах яблоки и сияния сделаны медныя золоченыя, кресты вновь позлащены листовым червонным золотом, а подзоры, вновь сделанные, раскрашены. Все сие устроено из Лаврской суммы. В прошлом 1781 году с Западной стороны у того Собора сделано для всхода великолепное крыльцо. При сей Успенской церкви погребены бывшие на Престоле Российском: Борис Феодоровичь Годунов, супруга его Мария Григорьевна, и сын их Феодор Борисовичь, и дочь их Ксения. Их троих тела, по повелению Царя Василия Иоанновича Шуйскаго, в 1606 году перенесены были из Варсонофьевскаго, что в Москве бываго монастыря, в Троицкой монастырь, где погребсти их велено было честно, а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, бывши пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгою, по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной церкви на Западной стороне, за левым крилосом погребены: 1) Королева Марфа Володимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкаго, которой был сын Князя Андрея Иоанновича, брата роднаго Великаго Князя Василия Иоанновича, а дяди роднаго Царю Иоанну Васильевичу: она была в супружестве за Принцом Датским Магнусом, Королем Лифляндским: 2) Королевна Евдокия, дочь того Принца Датскага Магнуса, с Марфою Владимировною.

VI.

Церковь Сошествия Святаго Духа каменная, стоящая в длину на 7-ми саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6-ти саженях. Она основана в 1559 году, Маия 16 дня, в неделю Патдесятницы, повелением Царя Иоанна Василиевича, во имя Святыя Троицы, и на основании был сам Царь и с Царицею Анастасиею и с детьми с Царевичами, Иоанном и Феодором и с братом своим, Георгием Василиевичем, и с Царем Казанским, Александром; а закладывал Гурий, владыка Рязанский, бывый прежде Игуменом в сей обители, при Игумене Иоасафе. И хотя сия церковь основана во имя Святыя Троицы, а ныне именуется Сошественскою: но не можно и не должно иную разуметь, как сию. Ибо настоящая Троицкая церковь построена Преподобным Никоном, на которой, до устроения сей вновь заложенной церкви, только за три года, Царь Иоанн Василиевичь главу позолотил. Да в сей же Сошественской церкве имелся и придел во имя Царскаго Ангела, Усекновения главы Иоанна Предтечи. И сие выписано из записок Летописца Синодальной Типографии, взятаго из Троицкаго Монастыря 1703 года. Еще упоминается в Летописце, печатанном в Синодальной Типографии 1784 года, на странице 286, что в 6984 году, заложена бысть и начата делати в Сергиеве монастыре церковь Святыя Троицы кирпичная другая, вместо деревянныя церкви, и о сей церкви разуметь надлежит, что она по ветхости и малости разобрана Царем Иоанном Василиевичем, и вновь им заложена и устроена вышепомянутая. А не можно сие разуметь о настоящей соборной Троицкой церкви: ибо она устроена, как сказано, Преподобным Никоном, и не кирпичная, как сия; но вся из белаго камня, да и именно сия от настоящей Соборной церкви отличена. Ибо точно сказано, что кирпичная другая. А что она прозвана Сошественскою, и то для того, что в сей церкви обыкновенно издревле праздник совершается на другой день Троицына дня, то есть в понедельник, в день Сошествия Святаго Духа.

В 1655 году, при Государе Царе Алексие Михайловиче, повелением Святейшаго Патриарха Никона, росписана она была стенным писанием, монастырским иждивением. А в 1778 году, как оное стенное росписание возобновлено, так и иконостас с Святыми иконами весь сделан новой, позлащенной; пол в 1807 году, устлан чугунными плитами; а на оной церкви глава позлащена была червонным листовым золотом в 1808 году, тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. В сем же 1808 году, оная глава отделана на подобие искуственной небесной сферы. По средине проведен из медных аршинных позлащенных листов пояс; сверху под яблоком сделано медное сияние, и местами по голубой земле положены медныя позлащенныя, разной величины звезды; снизу по золоту украшено приличным к тому росписанием, и в некоторых местах, также по голубой земле, положены медныя позлащенныя звезды, и крест на сей главе вновь позлащен листовым червонным золотом, Лаврским иждивением. При сей церкви с Западной стороны пред папертию имелась прежде каменная небольшая колокольня, которая в 1738 году разобрана.

При сей церкви с Северной стороны в особливой, вновь же перестроенной при Преосвященном Митрополите Платоне, часовне, находится гроб ученаго Максима Грека, знаменитаго своими переводами, сочинениями и святостию мужа.

VII.

Церковь Преподобнаго Сергия с трапезою, построена на 34 саженях с олтарем, трапезою и сеньми, включая и стены; а ширины 9 саженей и с стенами, наилучшею Архитектурою, снаружи росписанная наподобие шахмата, украшенная разными из камня высеченными фигурами, и при окнах колоннами резными, сделанными превосходною работою, и окруженная вокруг открытою галлереею, коей в окружности до 100 саженей, и весь галлереи пол покрыт чугуном. Для входа имеются два крыльца, также украшенныя резными колоннами и разными фигурами. Она начата была строиться монастырским иждивением в 1686 году, по повелению Царей и Великих Князей, Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича. А совершена строением и наружным украшением в 1692 году, и в том же году, Июля 24 дня, освящена в присутствии их Царских Величеств, Государей Царей и всего их Государскаго Дома, краснейшим Архипастырем, Святейшим Патриархом Кир Адрианом, с коим купно на освящении были Преосвященные Митрополиты: Евфимий Сарский и Подонский, Иларион Суждальский и Юрьевский, и многие Архимандриты. Оная церковь с олтарем, трапезою и сеньми украшена внутри и росписана превосходною живописью: в ней иконостас позлащенной и местами по серебру прикрытой голубою краскою, сделан вновь, и Святыя иконы, кроме нижних местных образов, написаны вновь наилучшею живописною работою, а на стенах клеймы позлащены червонным золотом, а прочия штукатурныя фигуры посеребрены. Краски же положены в олтаре вердеповаго, в церкви голубаго, в трапезе палеваго, а в сенях розоваго цветов, которое все внутреннее украшение сделано в 1778 и 780 годах; тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. В сей церкви и олтаре пол сделан из шлифованнаго мрамора. Над сею трапезою особливаго примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим Механическим образом. Ибо она поддерживается одним равновесием, чрез уменьшение у одной части чрез другую тяжести. Оная кровля сделана была в 1747 году, после учинившагося в Лавре в 1746 году пожара, Лаврским иждивением; а мастером при оной кровле был Артиллерийской кузнец Василий Еремеев. При сей трапезе на Южной стороне имеются: 1) приборная особливая палата, где обыкновенно братия кушают, а в великие праздничные и торжественные дни в большой трапезе. 2) Келлия для трапезаря. 3) Палата, где хранится запасная ризница. 4) Над самою церковию в большой палате хранятся монастырския разныя церковныя печатныя и рукописныя во многом числе книги, также и всякия монастырския крепостныя дела. Они все строены в одно время с трапезою. 5) Над церковию глава и крест вызолочены червонным золотом, тщанием бываго Архимандрита Афанасия, монастырским иждивением. В прошлом 1808 году оная глава покрыта медью, также как на Успенском Соборе, позлащенною, яблоко поставлено медное и крест покрыт местами позлащенною медью, монастырским же иждивением.

VIII.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на вратах, шириною на 7 саженах с половиною, а длиною на 9 саженях и с галлереею. Она построена была иждивением господ Строгоновых на месте, где прежде была церковь на вратах во имя Преподобнаго Сергия, основанная в 1513 году, купно с каменною оградою, и освящена в 1514 году, в присутствии Великаго Князя Василия Иоанновича, Варлаамом, Митрополитом всея России. А в 1693 году, по разобрании прежней церкви, и как во имя Преподобнаго Сергия построена большая трапезная церковь, по просьбе Архимандрита Викентия, грамотою Патриарха Адриана благословлено, построить на том же месте церковь каменную во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая и освящена в 1699 году, при Архимандрите Евфимии; по грамоте того же Патриарха, кои грамоты и хранятся в Лавре, в архивной палате. Сия, Рождества Иоанна Предтечи, церковь в 1746 году, Маия 18 дня, во время бывшаго в Лавре великаго пожара, со всею утварию и украшением погорела, и на ней имеющияся главы деревянныя сгорелиж. Почему в последовавшие потом годы Лаврским иждивением она возобновлена, внутри и снаружи живописным писанием украшена в клеймах позлащенных, и сделан в ней новый столярный с разными штуками резными, крытый червонным золотом по полименту, красивый иконостас, в коем поставлены Святыя иконы, писанныя живописным художеством с немалым вкусом Лаврскими живописцами. На верху же ея не только пять глав, сделанныя вновь в наилучшей пропорции, но и самые столбы, имеющиеся при окнах и раковины, и у нижних столбов капители, позлащены червонным листовым золотом; которое все устроение и украшение происходило между 1753 и 1760 годов, иждивением монастырским и от некоторых вкладом. По возобновлении таким образом, оная церковь освящена была в 1763 году в присутствии Ея Императорскаго Ввеличества в Лавре, в Бозе почивающия Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСИЕВНЫ. А в прошлом 1806 году малыя четыре главы, для лучшей соразмерности с небольшею величиною церкви, сняты и оставлена одна средняя, которая вновь покрыта позлащенною медью; яблоко сделано медное позлащенное, крест вновь позлащен листовым червонным золотом. Так же и пониже той главы четвероугольный купол, покрыт медью позлащенною; а фонарь вновь росписан красками, Лаврским иждивением.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.