1 Напечатан Ундольским в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., № 2, по рукописи XVII в. Сергиево-лаврской библиотеки № 820, но со многими пропусками и ошибками, да и без начала. В 1806 г. с этой рукописи, имевшей еще начальный лист, по воле митр. Платона, снят был список, впереди котораго рукою его написано: «Хранить для памяти в ризнице», а в самом конце: «Жаль, что остальные листы потеряны, и оказались от найденной тетради отодраны». Но кроме конечных листов, к вящему сожалению, утрачено еще четыре листа в средине тетради в разных местах, как видно по двум прежним пометам, внизу современными славянскими буквами, а сверху в прошлом столетии – арабскими цифрами. Утрата первых двух листов 9 и 15-го не замечена даже и Ундольским. Внизу перваго листа копии митр. Платона сделано замечание писцем: «Слова, отмеченные скобочками, в подлиннике вырваны; а здесь вложены по сходству смысла». Упоминаемыя в Списке надгробий «переплетчиковы полаты», по описи монастырской 1642 г., были между алтарем нынешней трапезной церкви и южной стеной, в нижнем жилье братских келий; другия здания, упоминаемыя здесь, см. в Ист. Опис. Троицкой Сергиевой Лавры, часть I, гл. 2.
2 В «Записках о роде князей Голицыных», сост. Серчевским, Спб., 1853 г., стр. 19, сказано, что кн. Василий и Иван Васильевичи Голицыны умерли в ссылке, первый в Литве мая 1620, второй в Вятке 1727 года, а о месте погребения их ни слова. Здесь же в обители Преп. Сергия, погребен и родоначальник Голицыных князь Михаил Ивановичь Голица, в иноцех Иона (†1558), 38 лет пробывший в плену у поляков.
Едва ли не самым первым из светских лиц, погребенных в обители Пр. Сергия, был Воейко Войтегович Терновский родоначальник фамилии Воейковых, выехавший из Пруссии в Москву 1384 г., и крещеный в Чудовом монастыре Митрополитом Киприаном, в присутствии Пр. Сергия Радонежскаго, с наречением ему имени Прокопий. Скончался в сане боярина при В. К. Василье Дмитриевиче и погребен в Тр.-Серг. обители. (Чтен. Общ. Истории и древ. Рос., 1880 г. кн. IV. стр. 454–456).
3 В сентябре 1863 г., при копании рва для проведения воды, между западными дверями церкви Сошественской и Михеевской, вырыта верхняя половина камня с надписью в четырех строках:
Лета 7121 сентября
в 16 день преставися раб Божий боярин князь иван дмитриевич хворостинин
…………………………
4 В Духовной князя Феодора Ив. Хворостинина 7111 (1602) г. 24 октября между прочим сказано: «Положить грешное мое тело у Живонач. Троицы в Сергиеве монастыре, возле отца моего князя Ивана Михаиловича, во иноцех Иосифа, а на месте и цка положена, а на ней надписано: Место князя Федора Ивановича Хворостинина» (№ 639 л. 35 в конце). След. один камень д. б. с надписью отца его.
5 В 1863 г., против Михеевской церкви, вырыт на могиле деда знаменитаго Дим. Мих. Пожарскаго большой камень с надписью:
Лета 6089 мца
июля в 2 день на память
положения ризы пресвятыя
владычицы нашея богородицы
иже влахерне преставися
раб божий князь федор иванович пожарской
а во иноцех скимник [Ф]едорит.
6 Против Михеевской же церкви вырыт в 1863 г. надгробный камень с надписью:
Лета 7116 сентебря
в 20 день убиен бысть
на рати раб божий
князь семен андреевич татев.
7 Летопись в надписи едва ли прочтена верно. Лета 7082 Ив. Ив. Осорьин дал вклад в Лавру с просьбой «положити у Троицы мать мою Ирину да меня Ивана». (Сбор актов № 521, л. 117, слич. № 532, по Дмитрову гр. № 11).
8 На повороте из Трапезной церкви к Донскому корпусу, против 4-го столбика ограды, в 1863 г. выкопан камень, немного поврежденный, с надписью:
Лета 7056 мца маия 25 день
преставися тимофей ивановичь зачесломъскои.
9 В синодике Нижегородскаго Печерскаго монастыря «Дорофей Курцов» записан вместе с другим келарем Серг. мон. «Адрианом Ангеловым» в числе опальных людей (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1868 г., кн. I, стр. 8, в Смеси).
10 В августе 1867 г., при копании фундамента для церкви св. и правед. Филарета, вырыт с полуденной стороны от трапезы длинный камень с сохранившеюся надписью крупными буквами XVI века:
…иванова кашин[а оболенс]ково
княгиня инока марфа
11 В Древн. Росс. Вивл., ч. XVI, стр. 321, показан погребенным подле югозападнаго притвора Троицкаго собора. Вероятно в XVIII стол. случайно перенесен был сюда надгробный камень его.
19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра