<Примечания ко главам 8-17>

50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января).

Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января).

Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347–349, память 15 мая).

Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря).

Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января).

51 См.: Исх. 15, 27; 39, 14.

52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру.

53 См.: Быт. 22, 1–14.

54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328– 1340 гг.– Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский.

55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом.

56 См.: Исх. 16, 11–31.

57 См.: Чис. 20, 11.

58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня.

59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354–1355 и 1364–1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя.

60 Параманд (греч. ((((((((((( – добавление к мантии) – четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем.

61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными – в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал "вся обща имети". В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

62 Экклесиарх – клирик в Восточной Церкви, наблюдающий за порядком в храме; параэкклесиарх – помощник экклесиарха.

63 Канонарх – клирик в монастыре, являющийся руководителем церковного пения.

64 Троицкий Махрищский монастырь, к востоку от Троице-Сергиевой Лавры, при впадении р. Махры в р. Молокшу (Молокчу), был основан прп. Стефаном в 1358 г. (( 1406).

65 Киржачский Благовещенский, или Введенский, Троицкий монастырь, находится в г. Киржаче Владимирской области, основан в XIV в. Прп. Сергием, который, оставив Троицкую обитель, поселился на берегу р. Киржач, но по просьбе братии и Митрополита Алексия возвратился, а в Киржач прислал своего ученика Романа († 1392). Упразднен в 1764 г.; вновь открыт в наше время.

66 Гедеон, один из судей израильских. Желая узнать исход будущего сражения с мадианитянами, Гедеон испросил у Бога знамение: если утром роса будет только на разостланной шерсти, а на земле будет сухо, значит, израильтяне будут спасены. На другой день Гедеон испросил у Бога новое знамение: чтобы шерсть была сухая, а земля покрыта росой. Знамение было благоприятно для израильтян (Суд. 6–7).

67 Исаакий молчальник, Троицкий, прп. († 1388, память 30 мая, 6 июля).



Оглавление

Богослужения

10 мая 2021 г. (27 апреля ст. ст.)

Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Сщмчч. Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, мчч. Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и мц. Анастасии (1922); прмц. Марии Носовой (1938); сщмч. Иоанна Спасского пресвитера (1941).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают:  игум. МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (Д.), АНФИМ; иером. ВАДИМ, ПРОКОПИЙ, СПИРИДОН, ВЛАСИЙ, АЛЕКСИЙ, ЛОНГИН        
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.