(Говорена в сентябре1,
напечатана в
Тв. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)
Господь сказал устами Пророка: дом Мой дом молитвы наречется (Иса. LVI. 7). Какия утешительныя мысли о храме дает нам сие изречение Господне!
Храм есть дом молитвы. Молитва живет в нем. В иных местах она странствует, иныя посещает; иные с трудом ищут ее; от иных и призванную удаляют житейская молва и суета: здесь во храме она живет; здесь всякий может обрести ее; и если та молитва вожделенна, которая доходит до Бога, то молитва во храме преимущественно вожделенна, потому что здесь преимущественно приближается она к Богу, поелику дом молитвы есть вместе и дом Божий.
Если помыслим, что Бог живет в вышних, превыше небес: то придем в недоумение, возможен ли для Него дом на сей униженной пред небом земле. Если помыслим о величии Творца мира, и о Его вездесущии: то найдем непонятным, как мог бы для Него быть возможен где-либо, какой-либо дом. Но нет места сомнениям, когда Господь Сам глаголет: дом Мой.
Веруем, Господи, слову Твоему: ибо слово
Твое истина есть (Иоан. XVII. 17). Веруем, что и сей храм, по
преданию и чину Тобою наставленных Апостолов и преемников их
Что при сих размышлениях должна чувствовать верующая душа?
Патриарх Иаков, когда, ночуя в пустынном месте, увидел во сне Господа, стоящаго на верху лествицы, соединяющей небо с землею, услышал от Него благословение и обещание покровительства, и по сему богоявлению нарек сие место домом Божиим: с сим вместе чувствовал страх. Убояся и рече, яко страшно место сие (Быт. XXVIII. 17. 19). Но Пророк Псалмопевец, при мысли о посещении скинии Божией, или храма Божия, чувствовал радость. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. CXXI. 1). Которое из двух противоположных чувствований правильно? Правильны оба, хотя и противоположны. Страшен храм Божий, по величию Бога, в нем присутствующаго: радостотворен храм Божий, по благодати Бога, в нем живущаго. Со страхом входит во храм человек, смиряющийся пред Богом; с радостию входит во храм человек, одушевляемый любовию к Богу. Особенно да страшится, входя во храм, человек обремененный грехами: поелику здесь присутствует Бог, праведный Судия; и кто знает, не поразит ли Он грешника мгновенно, как некогда Надава и Авиуда, Дафана и Авирона? Однако страх да не удаляет грешника от храма; ибо это значило бы идти от спасения к погибели: но да побуждает его к покаянию и исправлению жизни, дабы он мог войти во храм, с надеждою обрести в нем Бога милующаго, прощающаго и спасающаго. Храм Божий есть надежное прибежище для грешника, желающаго избежать пагубы греха.
Бог вездесущий, над всем превознесенный,
какую имел бы нужду в земном для Себя доме, если бы его не требовало
Божие снисхождение к земнородным? По благости и снисхождению, Бог
устрояет на земли дом Свой, и отверзает его человеку, дабы сей находил
в нем для своей молитвы
От сей потребности храма для человеков естественно происходит то, что храмы должны быть устрояемы и устрояются среди обитателей, которые ими должны пользоваться. Но почему же некоторые храмы, как и сей, воздвигаются не посреди живущих, а посреди усопших? Почивающие сном смертным возстанут ли теперь, и скажут ли, с воставшим от сна в Вефиле патриархом Иаковом, и с нами: страшно место сие? несть сие, но дом Божий? или с Псалмопевцем, и с нами: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем?
На сие должно сказать, что храмы, созидаемые на месте покоя усопших, благопотребны и полезны живущим, чтобы они приходили сюда не только печалиться и плакать над почивающими здесь, но и приносить о них молитву преимущественно благодатную во храме, при тайнодействии Тела и Крови Господней, когда имена и память усопших священнослужитель приближает к Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, и погружает в животворящую Кровь Христову. (Посвященные знают, что не по воображению говорю сие, но указываю на действие глубоко знаменательное.) Таким образом и для усопших воздвигнутый над ними храм может быть полезен посредством живущих.
Но только ли посредством живущих? Не могут ли усопшие
и сами непосредственно пользоваться святынею храма? Смерть тела не разлучила
их с Церковию Христовою, которая, подобно виденной Иаковом лествице, стоит между
небом и землею, простирается из видимаго в невидимое, от нижних на земли степеней
досязает до выспренней на небесах степени лицезрения Божия, призывая к вожделенному
восхождению, и допуская благословное нисхождение. Не видели ль, например, преподобнаго
Сергия, по восхождении его в небесныя обители, нисходившаго в свою земную обитель,
и стоявшаго во храме с поющими, без сомнения, для того, чтобы братия обители
паче слуха видением получили наставление о благоговении к
Благословенны да будут усердие, щедрость, попечение,
труд, явленные в благоустроении и
25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра