(Говорена ноября 1-го; напечатана в
Твор. Св. Отц. 1855 г. и в собр. 1861 г.)
Священный Псалмопевец, в протяженном псалме, исполненном духа молитвы, любви к Богу и учения духовнаго, после молитвеннаго воззвания к Богу: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим, с некою нечаянностию, как бы озаренный внезапным светом, восклицает: разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя (Псал. CXVIII. 73. 75).
Видно, пред сим, смотря на свою жизнь и на некоторыя происшествия, был он в недоумении о судьбах Божиих. Видно, встречал он такия события, о которых разум его умел только спрашивать: каким образом, почему и для чего сие устроено или допущено Провидением Божиим, и какая в сем правда судеб Божиих, но не умел дать на сие ответа. Как же просветилось неведение, и разрешились недоумения? Он не домогался постигнуть в тайны судеб Божиих, он желал только научиться заповедям Божиим, достаточно уразуметь волю Божию, чтобы благоугождать Богу, и о сем молился: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. И сия простая, смиренная молитва привлекла ему свет, который озарил его не только познанием заповедей Божиих и спасительной воли Божией, но и откровением таин и разумением сокровенной правды судеб Божиих: разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя.
Сей духовный опыт святаго мужа преподает нам достойныя глубокаго внимания наставления.
Не смущайся, когда встречаешь события скорбныя или тягостныя, и тебе непонятно, как оне допущены Провидением Божиим, и как согласить их с правдою и благостию Божиею. Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ея твое не тонкое око.
Не усиливайся проникать в тайны судеб Божиих. Не дерзали на сие и Святые.
Пойми то, что можно и нужно понять прежде прочаго, именно, что твой разум один недостаточен не только для проницания в тайны Божиих судеб, но и для разумения заповедей Божиих во всем их пространстве и глубине, и в разнообразном их приложении к жизни внутренней и внешней; и что для сего надобно приобрести дар разумения усердною молитвою к Богу: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим.
Уразумей сию утешительную истину, что искреннее и деятельное желание научиться заповедям Божиим, и исполнять волю Божию, может возвысить душу к нему, и привлечь ей молнию духовнаго света, не ослепляющую и поражающую, но просвещающую не только ведением праваго пути жизни, но и откровением таин правды Божией.
Предложенные теперь размышления, употребительныя с пользою всегда и везде, особенно не чужды настоящему времени и сему месту.
В естественном порядке то, чтобы потомки созидали памятники предкам, дети родителям. Но сей храм, с прилежащим ему благотворительным учреждением, есть памятник от предков потомкам, от родителя детям. Два сына его, тщательно в благочестивом благонравии воспитанные, достигшие возраста, который мог обещать ему вскоре сыны сынов, прешли в невидимый дом Отца небеснаго. Дщерь уже начавшая исполнять подобную надежду, сделавшись супругою и матерью, подобно братьям, поспешно удалилась за пределы видимаго, унося с собою и свое потомство. Надежда для отца семейства еще осталась: но много уже надежд утрачено безвозвратно. Темен облак судьбы над сими событиями. Но благословен Владыка судеб, Отец щедрот, Бог утешения. Огорченную любовь к детям Он вразумил искать утешения в любви к ближним, в деле человеколюбия. Утешение, без сомнения, обретено. Можно ли обрести и свет, для усмотрения правды и благости Божиих судеб, сквозь сумрак событий не светлых и не радостных? Кажется, можно.
Случилось, что душа юноши открылась мне до глубины своей. Он искал разрешения своего недоумения. Видел желание родителя ввести его в супружескую жизнь, тогда как сам желал посвятить жизнь свою Богу в девстве. В нем поставлены были в борьбу две добродетели: почтение к родителю и любовь к девству. Не хотел он отказать родителю в его желании: не хотел отказаться и от любви к девству. Я дал ему совет, чтобы он, не прекословя родителю, просил себе времени на размышление, и между тем прилежно прибегал к Богу с молитвою: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Псал. CXLII. 8). Господь внял молитве; прекратил затруднение; сохранил добродетель: чрез недолгое время взял к Себе юношу, сохранившаго и девство и почтение к родителю. Не безсмертный ли это лучь света из гроба? Не видите ли здесь правды и благости судеб Божиих?
И судьба приснопамятной рабы Божией болярыни Варвары, оплаканная в свое время любовию родительскою, не должна ли ныне быть благословлена, и впредь благословляема, любовию христианскою? Увяло юное древо, и упал в землю ранний недозрелый плод: но явилось искусство, действием котораго возникает сад, начинающий приносить новаго рода плоды, имеющие возобновляться непрерывно. Не оставившая по себе естественнаго потомства получает искусственное потомство, рожденное и раждаемое не от плоти и крови, но от духа любви христианской. Если благословением признается видеть своих сынов, яко новосаждения масличная окрест трапезы (Псал. CXXVII. 4. 5): меньшее ли благословение, даже не высшее ли благословение по человеколюбию собрать множество чужих сынов или дщерей, сирых, безпомощных, наполнить ими дом, уготовать им трапезу, одежду, покой, полезное наставление, и наипаче вести их к Богу посредством учения веры, посредством молитвы и святыни храма? Пекущиеся о своих детях следуют влечению природы1: христиански призревающий и воспитывающий чужих безпомощных детей приносит безкорыстное служение отечеству земному и небесному, и Самому Отцу небесному. Небесный Отец сирых и безпомощных являет им Свою благость, возбуждая в сердце человека сострадательное желание расточать на них свои сокровища: Бог правды собирает сии тленныя сокровища и составляет из них для благотворящаго нетленное сокровище на небесах. Расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века (Псал. CXI. 9).
Дадим славу судьбам Божиим, часто для нас непонятным, но всегда правым и благим, которыя иногда путем мрака ведут к свету, лишением утешения естественнаго к утешению благодатному.
Если иногда не достигаем того, чтобы могли мы сказать: разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя: научимся по крайней мере говорить: верую, Господи, яко правда судьбы Твоя; и с упованием покоряюсь им.
Похвалим в ближнем, и в наставление самим себе похвалим искусство врачевать скорбь деланием добра. Это врачевство превосходное.
Сорадуясь благотворению и приемлющим благодеяния, пожелаем, чтобы насажденное человеком возрастил Бог.
Христе человеколюбче, рекий некогда: оставите детей приходити ко Мне (Марк. X. 14)! Се пред Тобою сонм детей. Никто не возбраняет им приходити к Тебе, но мы тщимся приближить их к Тебе, и приклонить под осенение Твоей десницы. Благослови и благословляй их, да возрастают в благочестии и благонравии; да будут достойны общества христианскаго, да соделаются чадами царствия Твоего вечнаго. Аминь.
28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра