(Говорена в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго
дома ноября 17; напечатана в Твор. Св. От. 1854 г. и в собран. 1861 г.)
К вам слово Церкви, сестры христианскаго сердоболия о болящих, которыя Царским человеколюбием призываетесь ныне к особенному подвигу христианскаго попечения о болящих от ран, полученных на брани за веру, Царя и отечество. Подвиг, сколь необыкновенный для вас и трудный, столь же благословенный и способный возбудить неослабевающее усердие.
Война страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившеюся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих.
Но война священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, отечества. Подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертию за сие исповедание; и, приемля раны, и полагая живот свой в сей брани, он идет в след мучеников к нетленному венцу.
Кто начал нынешнюю войну? Народ неверный, который не знает правды, который живет угнетением христиан и христианства. Кто еще против нас? Два народа, которые признали нас правыми в споре, и потом присоединились к нашим врагам, два народа христианские, которые соединились с врагами христианства, и приняли участие в угнетении православных христиан. Против таких врагов идет наш воин, по мановению Благочестивейшаго Царя, сильным, но миролюбивым царским словом защищавшаго единоверных востока1, не начавшаго, но в уповании на Бога принявшаго нанесенную неправедно войну.
Итак, разсуждайте, к кому относиться будет служение, в которое вы призываетесь. Не почли ли бы вы особенным для себя благословением провидения Божия, если бы вам дано было послужить мученику к облегчению его страданий? Подобное благословение ожидает вас в верном исполнении служения, вам предлежащаго. Рана вернаго воина, которую вы облегчаете обязанием и врачевством, светит доблестию теперь, и будет сиять в вечности. Если при попечении вашем он возвратится с пути смерти: вы заслужите благодарность не только его, но и отечества, которому возвращаете драгоценнаго сына. Если же суждено ему окончить земный путь, и прейдти в отечество небесное: вы будете иметь на небесах благодарнаго вам, и призывающаго на вас благословение Отца небеснаго. Так размышляя, вы можете с благоговением смотреть на предмет вашего подвига, и тем умерять скорбь и страх, естественно производимые зрелищем страданий.
Может встретить вас и страх от происходящей невдалеке
брани, и от звука оружий, и от разных нечаянностей: потому-что нельзя требовать,
чтобы безопасность постоянно жила в соседстве с войною. Предавая себя в покров
провидения Божия, укрепляйте вашу немощь, поминая дни древния (Псал. CXLII. 5),
и помышляя, как некогда упование на Бога и любовь к народу Божию давали и женам
мужескую крепость духа. Деввора, вместе с Вараком, предводительствовала
Возбудив и по возможности укрепив себя к начатию подвига, наблюдайте и в продолжении онаго, чтобы как насущный хлеб, как предохранительное врачевство, не оскудевала у вас никогда благочестивая мысль и доброе намерение. Возведите очи ваши к Живущему на небеси, и с верою помышляйте, что Он взирает на ваш подвиг, что над вами простерта Его благословляющая рука, но благословляющая только нелицемерную верность в подвиге и чистоту деятельности.
Христу, Врачу душ и телес, мысленно предлагайте язвы поручаемых вашему попечению болящих, и могущия случиться ваши собственныя скорби: и с упованием все предавайте Тому, Который язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, и Котораго язвою мы исцелехом (Иса. LIII. 5).
Матери Господней, радости всех скорбящих вы представлены в особенное покровительство: имейте постоянную веру в действительность, близость, всегдашнюю готовность сего покровительства. От сего должно произойдти то, что и вы с своей стороны будете близки к Ней, с детскою простотою будете простирать руки к невидимой Матери, и по благопотребности Она будет вам подавать тайное вразумление, подкрепление, утешение, помощь.
Внутреннею молитвою вашею при самом одре болящих, а, по мере потребности и удобности, и словом кроткаго напоминания старайтесь споспешествовать и им в том, чтобы они взирали ко Врачу душ и телес. Обращайте их внимание, как на испытанное дело, на то, что в молитвенном воздыхании болящаго может заключаться прием врачевства из небесной врачебницы; небесное же без сомнения сильнее земнаго.
О всех болящих имейте равномерное нелицеприятное попечение; особенно же бдительный труд употребляйте по особенному требованию болезни, а не по предпочтению лица. Для больнаго, для требующаго помощи, будьте как родныя, но для лица оставайтесь чужими, чтобы чистота христианской любви не была затемнена пристрастием, чтобы предпочтение одного не было неправдою в отношении к другому.
Радуемся, что на путь и подвиг вы пожелали приять, и прияли ныне Божественное напутствие, приобщились Тела и Крови Христовы. Идите в мире: Господь с вами. Не забывайте во вверяемых вашему попечению видеть меньшую братию Господа Иисуса: да слышится в сердцах ваших Его слово: болен бех, и посетисте Мене (Матф. XXV. 36); и да сподобитесь услышать от Него сие с радостию и тогда, егда приидет во славе воздати комуждо по делом его. Аминь.
23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра