(Говорена февр. 10; напечатана в Твор. Св. От.,
в Моск. и Губерн. Вед. 1853 г., и в собр. 1861 г.)
Жену доблю кто обрящет? Дражайша есть камения многоценнаго таковая |
Опытный Соломон, видно, почитал не очень обыкновенным явлением доблестную жену, когда сказал: жену доблю кто обрящет? Слова сии дают разуметь, что ее надобно искать; и как желательно найдти ее, так сомнительно, чтобы она была найдена удобно. Если такой отзыв неприятным покажется дщерям Евы: то да поревнуют девы и жены христианския, чтобы в них не была редкостью доблесть, которая редкостью была в глазах Соломона; потому что он имел пред глазами жен иудейских и языческих; и потому что не ясно видел в дали времен Благодатную Деву Матерь, и приводимых Царю небесному дев и жен в след Ея (Псал. XLIV. 15), хотя и слышал о них от своего родителя Пророка, и сам был Пророк: отчасти бо разумеваем, и отчасти пророчествуем (2 Кор. XIII. 9).
Но если Соломон в одной черте своего изображения соединяет и свет и тень: за то как чисто светла у него другая черта! Если он не щедро уделяет женскому полу доблесть: за то как высоко ценит доблестную жену! Дражайша есть камения многоценнаго таковая.
Почему премудрый судитель обращает особенное внимание на женскую доблесть, и ее превозносит? Думаю, потому между прочим, что видит ее в немощной части человечества. Когда видите высокую и сильную доблесть в лице мужа: вы не столько удивлены, сколько удовлетворены, найдя вполне то, чего можно было требовать от сей природы. Но когда такую же доблесть встречаете в немощном естестве жены: ваше ожидание превышено, и вы не только довольны, но и удивлены. Например, смотря на Иакова, который, чтобы угасить несправедливую вражду брата, добровольно осуждает себя на изгнание из родительскаго дома, и, не взяв ничего из наследства богатаго отца, с одним странническим посохом, идет в отдаленную страну, без сомнения, с чувством удовольствия, скажете вы: это великодушно, это достойно сына Исаакова, внука Авраамова. Но если посмотрите на Руфь, которая по любви к свекрови, безпомощной иноплеменнице, и по уважению к ея добродетели и благочестию, решается оставить свое родство и отечество, и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего труднаго и, повидимому, безнадежнаго подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз, людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой (Руф. I. 16 и 17): при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, думаю, вы не только довольны, но и удивлены, и тронуты.
Довольно пока сих воззрений на Соломоново изображение доблестной жены. Оно мне представилось, как зеркало, отражающее в себе образ высоко доблестной жены, который, не кистью на полотне, не письменами на хартии, но живыми воспоминаниями начертанный, светит ныне в наших мыслях и сердцах.
Жену доблю кто обрящет? Не редким ли подлинно и неудобно обретаемым явлением была Та, Которая, произшед от светлаго рода вне православной Церкви и России, правым разсуждением и разсудительною любовию переродила Себя в приискреннюю дщерь православной Церкви и новаго Своего отечества, Которая, привившись посредством супружества к оскудевавшему отраслями древу царскаго в России рода, оставила оное по Себе обильныя цветущия и плодоносныя ветви простирающим далее пределов России, Которая венценосною главою и дражайшими камения многоценнаго доблестями сердца сияла в трех последовательных царствованиях, явилась великою Матерью двух великих Царей? И кто же обрел для сей высокой судьбы высоко доблестную Марию? Прозорливый ум Екатерины? Чистый взор Павла? Это верно. Но это не все. Ее обрело и даровало России особенное, благодеющее России, Провидение Божие.
Но я должен удержать порывы слова, немогущаго следовать за многообразными доблестями приснопамятной Императрицы, и стеснить оное в пределы, указуемые местом, временем и предметом настоящаго торжества.
Когда Павел Первый восприял самодержавие России: тогда, зная, чего для блага ея может ожидать от Своей Супруги, Он отделил в Ея управление и попечение особую область человеколюбия. Не обширна была сия область, когда приняла ее в Свою власть Мария: но Мария постепенно разширила ее, создала в ней новыя учреждения, благоустроила их, упрочила. Одним из первых созданий Ея была сия обитель воспитания благородных дев, которыя не имели бы средств получить достаточное образование в семействах, и которыя, получив оное здесь, были бы способны внести оное в семейства, устроить свое благосостояние и вспомоществовать своим родителям. При сем Ея человеколюбивое чувство объяло весь державный Дом, и все его члены оказали Ей содействие в сем благотворном учреждении. Двадцать пять лет возделывала и возращала Она сей насажденный Ею вертоград: и вот, двадцать пять уже лет после Нея, он продолжает являться цветущим и приносящим нравственный плод, в ознаменование того, что его насадила искусная и благословенная рука, и что дух человеколюбивой попечительности, одушевлявшей Благочестивейшую Марию, почил и на преемнице Ея, Благочестивейшей Александре.
Итак праведно, чтобы мы с благоговейным вниманием
остановились на пределе совершившагося ныне полувековаго бытия сего
учреждения, и, взирая на его прошедшее и настоящее оком радости,
на его будущее оком надежды, наипаче возвели очи наши и благодарныя
сердца к Живущему на небесах, к Отцу, из Него же всяко отечество
на небесех и на земли именуется (Еф. III. 14. 15),
к Царю, из Него же всякое царство на небесех и на земли именуется.
Благословен еси, Дающий в Царе отца народу Своему, и в Царице матерь
сынам и дщерям людей Своих! Боже сил,
Да подвизаются же и дщери России с своей стороны, чтобы оправдывать царския о них попечения и благия чаяния!
И для сего возвратимся на краткое время к Соломонову изображению доблестной жены; и укажем некоторыя черты, доступныя общему подражанию.
Вкуси, яко добро есть делати (Притч. XXXI. 18). То-есть: не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другия в увеселениях и забавах.
Не угасает светильник ея всю нощь (ст. 18). Не предается она мрачному и долгому сну, и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нея не угасает светильник, который светит ея нощной работе, или ея нощной молитве; наипаче же, в душе ея не угасает светильник веры, в ожидании грядущаго в полунощи небеснаго Жениха.
Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния (ст. 22). Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливыя новости в одежде: для нея та одежда лучше, в которой менее чужаго труда.
Уста своя отверзе внимательно и законно, и чин заповеда языку своему (ст. 25). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ея насмешка и злоречие, и не разстраивает ея духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзают уста ея для слова чистаго и непорочнаго, и вскоре скромность запечатлевает их.
Так живописуя учит древний, опытный, царственный мудрец. Не увеличим и не затрудним урока. Обратим только к нынешней жене и к нынешней деве сказанное в другом случае при виде добраго образца: иди и ты твори такожде (Лук. X. 37). Аминь.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра