Слово по освящении храма Святыя Мученицы Царицы Александры, во вновь открытом Александринском Сиротском Кадетском Корпусе

CCCLVII.

268. Слово
по освящении храма Святыя мученицы
Царицы Александры, во вновь открытом
Александринском сиротском кадетском корпусе.

(Говорено дек. 6-го; напечатано в
Твор. Св. От. 1851 г. и в собран. 1861 г.)

<1851 год>

Да ополчаются сынове Израилевы пред Господем,
окрест скинии свидения да ополчаются сынове
Израилевы
(Числ. II. 2).

Ничто так не ознаменовано во времени чертами вечности, как Церковь Христова. Ея догматы о Боге вечном и неизменном по сему самому суть истины вечныя и неизменныя. Ея правила жизни, происходя от того же вечнаго источника, естественно имеют тоже достоинство неизменности. Имея целию возвести человека в жизнь вечно-блаженную, она и во временной жизни непрестанно направляет его к тому, в чем заключаются неразрушимыя временем семена и начатки будущей вечно-блаженной жизни. Посему, Церковь Христова и в тех учреждениях своих, которыя неизбежно подвержены закону времени, как внешния и случайныя проявления духа ея, не любит изменений, но требует всевозможнаго постоянства. Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. XXII. 28). Стойте, и держите предания, имже научистеся (2 Сол. II. 15).

Кто с сими мыслями взирает на совершившееся здесь ныне дело, – на освящение храма Божия в доме, который можно назвать воинским станом (хотя это не цепь шатров, а громада зданий): тот, вероятно, расположен спросить: заключено ли сие дело в пределах, яже положиша отцы? Можно ли найдти в нем черты от древности держимаго предания?

Чтобы дать на сие ответ, надобно несколько погрузиться в глубину Священных Писаний и священной древности.

Апостол Павел открывает нам, что, когда народ еврейский, на пути в землю обетованную, при горе Синае, при разгоревшемся огне, и облаке, и сумраке и буре, и трубном звуке, принял от Бога закон, и вступил с ним в завет; тогда, в устроении сего завета, который мы теперь называем ветхим, владычественно действовал Ходатай завета новаго Иисус, Егоже глас землю тогда поколеба (Евр. XII. 18–26). Из сего надлежит заключить, что Господь наш Иисус Христос, под собственными повелениями и распоряжениями, чрез Моисея устроил тогда, между прочим, и, так-названную, Скинию свидения, то-есть, храм Божий, по применению к потребности странствующаго народа, подвижный и переносный, по отношению к спасительным для всего человечества судьбам Божиим, исполненный таинственных прообразований Христа и Христовой Церкви, и сокровенных начатков благодати, под видимыми образами обрядоваго закона. Из сего следует также, что Господь наш Иисус Христос дал и сие повеление: да ополчаются сынове Израилевы пред Господем, окрест скинии свидения да ополчаются сынове Израилевы. Далее в сем повелении с точностию определяется расположение ополчения окрест Скинии. Ополчающиися первии на восток – чин полка Иудина (или, по иному толкованию с еврейскаго: знамя полка Иудина), с двумя другими племенами, к западу – чин полка Ефремля, с двумя еще племенами, к северу – чин полка Данова, с двумя племенами, к югу – чин полка Рувимля, с двумя племенами. Таким образом, ополчение было располагаемо крестообразно; и средину креста занимала Скиния свидения.

Вот первозданная в мире Церковь (ибо прежде ея были только жертвенники без храма): и мы видим ее среди стана и полков, устроенную в сем положении самим Господом Церкви. Это стан странствующаго народа: но, при внимательном разсмотрении обстоятельств, не льзя не признать, что это и военный стан. Иначе, народу, разделенному на двенадцать племен, на что бы еще давать новое разделение на четыре полка? – И нужно было странствующему израилю воинское устройство: потому что и на пути встречал он врагов, и обетованную землю должен был приобресть оружием. Посему то, когда Скиния свидения, вместе со всем станом, поднималась в поход: Моисей произносил воинскую молитву: востани Господи, и да разсыплются врази Твои (Числ. Х. 34). Пред существенною святынею сего храма, – пред кивотом завета Божия, – шел Израиль на брань против Мадианитов, и истребил их всех, не потеряв ни-одного воина. Пред сею же святынею сего храма изсяк Иордан, чтобы открыть путь Израилю, идущему завоевать обетованную землю. Пред сею святынею сего храма пали стены осажденнаго Иерихона и тридцать царей палестинских. Так было, когда Израиль был верен святыне Господней.

Извлечем из сих древних законодательных распоряжений и последовавших за ними деяний и событий, мысли и правила, которыя в оных заключены, и которыя нам теперь надобны. Воин и воинство у народа Божия получали образование и руководство под покровительством и мановениями Божиими. Скиния свидения, или походный храм воинствующаго Израиля, есть устроение Божие и Христово. Сей храм, поставленный среди полков воинствующаго Израиля, чрез сие самое говорил израильтянину – воину: ты должен быть защитником твоего Правительства, народа, отечества, и вместе защитником веры и Церкви. Кивот завета Божия, по временам сопутствующий Израилю в его воинских движениях, и чудесными знамениями споспешествующий его победам, чрез сие говорил израильскому воину: будучи защитником твоего Правительства, народа, отечества, веры, Церкви, ты должен полагать для себя твердейшую опору и надежнейшую защиту в вере и Церкви и ея святыне.

Не приятно ли будет воинствующему Россиянину из сего усмотреть, что он ходит в непреложных пределах Отцев, что держит от глубокой и священной древности по праву наследованное предание, когда имеет, чтит и усердно посещает храм Божий среди своих полков и военных учреждений; – когда ходит на брань под освященным Церковию знаменем, под осенением животворящаго креста Христова; – когда предмет и цель своего звания определяет обязанностию подвизаться за Веру, Царя и Отечество; – когда в основание своего мужества, побед и непобедимости, полагает веру и упование на Бога? –

И для невоинствующих сынов отечества не утешительно ли знать, что звание, назначенное стоять на страже государственной безопасности, обезпечивая сию безопасность изведанным мужеством и верностию, и1 под непосредственным руководством Самодержца, совершающимся2 воинским образованием, – имеет глубочайшее основание твердости и безопасности для себя и для нас, по обнадеживающему образу древняго народа Божия, в вере и уповании на Бога, и, соответственно вере и упованию, во всемогущем покровительстве Провидения Божия?

Боже мира (Евр. XIII. 20) и Господи Сил (Псал. XLV. 12)! Боже мира – по существу! Господи воинств, сильный в брани (Псал. XXIII. 8) – для низложения возстающих против мира Твоего! Благослови люди Твоя миром: и, если еще не поздно взывать к Твоему непобедимому долготерпению, устрой и продли мир мира. Но, да не возникнут, и да не возмогут сынове вражды и беззакония, даждь и еще крепость людем Твоим (Псал. XXVIII. 11), якоже древле избранному Твоему народу, якоже отцем нашим; да продолжит дух твой ходити в полцех (Суд. XIII. 25) наших; да ополчаются сынове России пред Тобою, Господи, взирая к Тебе верою, молитвою, упованием; да ходят пред лицем твоим, во свете Твоих повелений и Твоего закона.

Наипаче благослови, Господи, и спаси Благочестивейшаго Самодержца нашего и Благовернаго Наследника Его, ревностнаго Исполнителя Его благотворных изволений; и приими под Твой покров являемое здесь, по многих, новое дело Царской благопопечительности о умножении достойных защитников отечества, а с тем вместе – и дело Царскаго отеческаго милосердия к лишенным родительской помощи, – и дело Царскаго благочестия, обитель полезных учений увенчавающее святилищем веры. Аминь.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.