1850 год. Беседа при торжестве о рождении Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Алексия Александровича

1850 год.

CCCXL.

251. Беседа
при торжестве о рождении Его Императорскаго
Высочества Великаго Князя Алексия Александровича.

(Говорена в Чудове монастыре Генваря 7-го;
напечатана в Моск. Вед. и Губерн. Вед. 1850 г. и в собр. 1861 г.)

<1850 год>

Пророк Псалмопевец, в одном из Псалмов, смотрит на человека, в котором находит признак благословения Божия; и, как бы радуяся тому, что нашел, указывает его всем: се тако благословится человек бояйся Господа (Пс. CXXVII 5). Что значит: тако благословится? Где видит Пророк светлое знамение благословения? Он видит его в благочадии. – Сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа (4).

Видели мы, Россияне, как окрест трапезы Царя нашего являлись умножаясь, от дней до дней сынове, яко новосаждения масличная, и возрастали до того, чтобы приносить вожделенный плод Царскому Семейству и Отечеству. Теперь видим, как и окрест трапезы первороднаго Сына Царева возникают одни по другом сынове, и уже достигли того числа, какое окружает трапезу Державнаго Родителя Его. Радостно видеть благочадие державнаго рода, как плод цветущей природы: но еще радостнее вразумиться, что это есть благословение, сходящее свыше, яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския (Пс. CXXXII. 3). Благословение Царю и Его Наследнику есть благословение и Царству.

Предмет нынешняго торжества ознаменован особенными чертами, приятно и назидательно вразумляющими. Вам известно, что Государь Наследник Всероссийскаго Престола родился в сем древлепрестольном граде, под сению молитв и благословения Святителя Алексия; здесь в храме сего Святителя, приял Святое крещение; и, по крещении, положен был в раку почивающаго Святителя, как бы на руки ему, как бы в объятия его. Нужно ли изъяснять мысль и чувство, заключенныя в сем знаменательном действии? Памятование о сем вера Благочестивейших Родителей передала вере Благовернаго Сына, между тем как время в Нем оправдало веру великих к Святому. То же чувство сообщилось и Его Благоверной Супруге. Во дни прошедшей весны, которые они провели под сению Святителя Алексия, и в которые неоднократно притекали к Святым мощам его, видно, благодать его, с Их верою, особенным образом встретилась в Их сердце: и вот оне, к общей радости, встречаются в открытом событии. Новое благословение свыше явилось Им в благополучном рождении Сына: и в то же время Их вера и благодарность к Святителю Алексию, и надежда на Его молитвы, явились в том, что, как знамение и залог благословения Его, Они взяли Его Имя для Своего Высоконоворожденнаго.

Я сказал, что предмет нынешняго торжества ознаменован чертами не только приятными, но и назидательно вразумляющими. В самом деле, теперь не от нас, но из Царскаго Дома, посредством примера, приходит вам поучение: в Боге и благословении Его полагать источник блага, которое имеем или получаем, и надежду блага, котораго желаем, – возвышать и освящать дела природы духом благодати, – встречать рождение детей не только с радостными чувствованиями, но и с помышлениями благочестивыми, – искать для них счастливой будущности не только в благоприятных видах земных, но и в союзе их земнаго бытия с небесным, – давать имена детям не без разбора, либо с поверхностным разбором приятных или неприятных звуков и тому подобнаго, но с мыслию о благочестивых предках, которых души способны преподать действенное благословение потомкам, а еще лучше с верою к Святым, которых молитвы и благословения, без сомнения, благотворны.

Наречение имен не так маловажное дело, как думают люди, которые лучше помнят имена, нежели знают существо и отношения предметов. Мудрость первозданнаго человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой. В наречении имен Патриархами, не раз проявлялся дар прозорливости и пророчества. Сам Бог, когда благоволил дать Аврааму новое, многознаменательное, потомственное благословение, – как залог, как печать, как таинственное знамение сего благословения, дал ему новое имя: не наречется к тому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, яко отца многих языков положих тя (Быт. XVII. 5). Святая Церковь, зная, что не многие способны от себя нарекать имена, приносящия с собою благословение, учредила прекрасный обычай от Святых заимствовать имена, которыя по благодати Святых, всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но при том особенно благо младенцу, которому дают имя Святаго не по обычаю только, но по вере и любви к Святому.

По сей вере приглашаю всех здесь присутствующих, сказать вместе со мною единое общее слово к Святителю Алексию: Благословен Бог и Его благодать, тобою, Святителю Алексие, споспешествовавшая вере Благочестивейших, и исполнившая молитвы и надежды России в Благоверном Первенце Царевом. Призри ныне и на веру Его и Благоверной Супруги Его; и благослови, и благословляй Новорожденное Чадо Его, и не переставай Богоприятными Твоими молитвами низводить выну небесное благословение на Благочестивейшаго Самодержца Нашего и на весь Дом Его, яко росу Аермонскую, сходящую на горы Сионския. Аминь.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.