(Говорено августа 15-го.)
Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем. |
Если кончина, или воспоминание кончины обыкновеннаго человека добродетельнаго приводит нас к воспоминанию его добродетелей, и мы по сему случаю о них размышляем, беседуем друг с другом, и таким образом отшедшему воздаем справедливость и славу, а себе доставляем утешение и поощрение к добру: не паче-ли прилично нам поступать таким образом ныне, когда творим торжественную память блаженнаго Успения Пресвятыя Богородицы? В Ней, без сомнения, можем созерцать исполнение всякия добродетели, потому, что в Ней по достоинству Ея обитал, и, конечно, не в оскудении Ее оставил Тот, котораго добродетель покрывает небеса и исполняет землю. Но как за всеми добродетелями Пресвятыя Девы не могло-бы теперь следовать ни слово наше, ни помышление: то в предмет настоящаго размышления беру я одну из Ея добродетелей, которую святый евангелист Лука изобразил в следующих словах: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем. Это есть сердечное внимание к глаголам Божиим и к делам провидения Божия. Разсмотрение сей добродетели в лице и жизни Пресвятыя Богородицы может проложить путь к учению о сей добродетели для нашей жизни.
Святый Лука в начале своего Евангелия описав чудеса, ознаменовывавшия воплощение Сына Божия, ангельския предвещания о рождении Предтечи Христова от неплодныя, и о рождестве Христа от Девы, пророчественные восторги праведной Елисаветы, Самой Пресвятой Девы, и Захарии, отца Предтечева, явление Вифлеемским пастырям воинства славословящих ангелов и указание родившагося Спасителя в невиданном, без сомнения, знамении, младенца повита, лежаща в яслях, упомянув о удивлении всех слышавших о сем от пастырей, наконец заключает: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем: и далее, пересказав пророчество Симеона Богоприимца, изобразив проявление божественной премудрости в двенадцати-летнем отроке Иисусе, приведя его непонятное в то время богознаменательное изречение: не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти ми? Евангелист вновь обращается к своему прежнему замечанию: и Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердцы своем. Сие повторение одного и того же замечания показывает, что то было нелегкое, случайное замечание, но важная мысль, которая сильно занимала священнаго писателя, и которую он хотел глубоко впечатлеть в читателей и слушателей Евангелия.
Что же хотел внушить нам священный повествователь? Не хотел-ли, может быть, предупредить и разрешить вопрос, откуда почерпнул он сведения о начальных событиях земной жизни Христовой, которыя хотя гласны были в свое время в Вифлееме и в Иерусалиме, но естественно должны были потерять большую часть своих свидетелей и придти в забвение во время долголетняго, безвестнаго жития Господа Ииcyca в отдаленном и неславном Назарете? Не хотел-ли в лице Мариамы указать источник своих сказаний и свидетельницу их достоверности? Не думаю. Дух Святый был неизчерпаемый источник и верный свидетель Евангельской истины; потому Евангелисты не заботятся указывать источника своих сказаний и ограждать их достоверность посторонними свидетелями.
И так какую-же мысль и цель имел Евангелист,
когда двукратно указывал на Мариам, соблюдающую в сердце глаголы
судеб и жизни Христовой? Думаю, мысль и цель его была отверзть нам
дверь в душу Той, которая есть дверь небесная, открыть славу
дщери Царевой, сокровенную внутрь, ввести нас в святилище
сердца Пресвятыя, показать каким образом обитавший во чреве Ея кратковременно,
еще иначе обитал в Ней безысходно. Каким же образом? Посредством
сердечнаго внимания к глаголам Божиим, посредством сердечнаго внимания
к делам Божиим. Мариам соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в
сердцы своем. Глаголы, по свойству священнаго языка, означают
здесь как предсказания и сказания о Христе и Спасителе, так и самыя
события, относящияся к Его земной жизни, особенным провидением Божиим
устроенныя: потому, что Бог не редко говорит человеку делами, подобно
как человек человеку словами. Мариам слышала глаголы судеб о Сыне
Своем, как Спасителе миpa, читала глаголы славы Его в чудесных событиях,
вниманию Ея представлялись Его собственные глаголы и деяния, проявляющия
божественную премудрость и силу. Глаголы сии были многочисленны
и многообразны, часто невразумительны по своей высоте или необычайности,
иногда тяжки, скорбны и грозны. Когда глаголы умолкают: как легко
из многаго иное забывается! Как трудно сохранить до точности незабвенным
разнообразное и непонятное! Как часто даже стараются забыть неприятное,
или страшное! Как повреждается иногда память и предание высоких
глаголов и событий неукрощенным любопытством и дерзновенным усилием
испытывать тайны Провидения и изъяснять дела премудрости Божией,
по обыкновенным понятиям разума человеческаго. От всего такого сохранила
Себя благовнимательная Мариам: без утраты, без изменения, верно
соблюдаше глаголы сия. Каким образом? Не в книгу ли Она их
вписывала? Не хранила ли ее в недоступной никому сокровищнице? Нет,
Она умела обрести хранилище, несравненно надежнейшее. Первою книгою,
в которой вписано было Евангелие, было сердце Преблагословенной
Марии, оно было сокровищницею богатства Христова, соблюдаше вся
глаголы в сердце своем. В сердце верующем Богу, в сердце любящем
После разсмотренных нами слов Евангелиста, достойно размышления и его молчание. При начальных происшествиях земной жизни Христовой двукратно заметил он, что Матерь Господня соблюдаше вся глаголы сия в сердце своем: но потом во все продолжение своего Евангелия не возобновляет подобных замечаний и не заботится изъяснить, какое действие имела жизнь Господа Ииcyca на жизнь Матери Его. Что значит cиe, после некотораго избытка в слове, как бы скупое молчание? Чтобы не представить священнаго писателя несогласным с самим собою, кажется, мы должны предположить у него ту мысль, что вышеприведенным двукратным замечанием Он дал ключ ко всей жизни Пресвятыя Девы, и признал сие довольным. В самом деле, если спросить, что делала Матерь Господня, когда Господь Иисус проповедывал, чудодействовал, страдал, умер, воскрес, вознесся на небо? На все cиe можно дать один ответ: соблюдаше вся глаголы сия в сердце своем. Сим самым объясняется и то, что есть особенно неудобопостижимаго в Ея безпримерной для прочаго человечества жизни. Например, как могла Она и без недоверия, и без превозношения принять высочайшее благовещение о безсеменном и богоприемном зачатии? Могла потому, что уже тогда соблюдала в сердце глаголы о Христе пророческие. Как прошла она сквозь трудности, бедствия, страхи, окружавшия рождение и младенчество Сына Ея? Без сомнения с непоколебимою твердостью и упованием, потому что соблюдала в сердце глаголы обетований о Нем. Как перенесла Его удаление, когда Он изшел на проповедь спасения человеков и с тем вместе на собственныя опасности? Без сомнения, с преданностию, потому что соблюдала в сердце предварительный глагол Его: в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми (Лук. II. 49). Как не убило Ее оружие скорби, прошедшее душу Ея в часы страданий и смерти Сына Ея и Бога? Не убило, потому что Она еще прежде испытала сие орудие, изшедшее из уст Симеона Богоприимца и уготовала Свое сердце принять рану глагола смертнаго и уврачевать ее глаголом воскресения. Как осталась Она живущею, когда с вознесением Господним на небо сокрылось от земли то, чем Она единственно жила? В сердце Ея продолжал жить Христос и Его глаголы, и Она жила жизнию веры, любви и надежды, доколе путем, который мы называем смертию, могла прейдти к Нему в жизнь любви, блаженства и славы.
Жизнь Пресвятыя Богородицы назвал я безпримерною
для прочаго человечества, потому что таинство Матери Господней не повторимо
и не сообщимо; но заключать ли из сего, что оная и не подражаема? Что мы беседовали
о Ней только к Ея славе, для Нея ненужной, а не к нашему с тем вместе назиданию,
не к нашему благу? Да не будет. Добро не может быть безполезно.
Добродетель не может быть неплоды. Пример святости перестанет ли быть руководительным
к святости от того, что восходит выше другаго? Соблюдение в сердце глаголов
Божиих, сердечное благочестивое внимание представлено нам Евангелием в Пресвятой
Деве не только для нашего благоговения и удивления, но и для нашего назидания
и подражания. Ищущий спасения нашего Бог не безмолвен для нас, братия. Как обильно
простирает Он к нам глаголы спасения? Как, можно сказать, преследует нас ими
посредством Евангелия Своего, посредством Церкви Своей и примеров святых и праведных:
посредством вразумляющих дел Своего провидения? Когда стоишь в церкви,
непрестанно оглашают тебя глаголы псалмопения, глаголы молитвы, глаголы тайнодействия,
глаголы божественнаго писания, глаголы духовнаго учения: вся глаголы Божии,
глаголы зовущие, наставляющие, побуждающие ко спасению. Но когда и дома сидишь,
ты можешь иметь близ себя священную книгу, и тогда открой только ее, и глаголы
спасения устремятся к твоему сердцу. Когда увидишь усердно молящагося, или человеколюбиво
благодеющаго, знай, что из их дела исходит к тебе глагол Божий: молись и ты,
благодетельствуй и ты. Если сего
Ты прилагаешь ухо к слову, обращаешь взор на предмет, это есть внимание чувственное; но это есть только начало, и нижняя степень внимания. Надобно бывает ступить на нее для восхождения на высшия степени; но в отношении к глаголам Божиим останавливающиеся на сей степени внимания, далеки еще от внимания, далеки еще от внимания спасительнаго. На таких людей падает обличение Христово: очи имуще не видите, и уши имуще не слышите (Марк. VIII. 18). Вы смотрите оком, но не созерцаете духом; внимаете внешнему слову слуха, но еще не внимаете внутренней силе слова. Так иные слушают, или читают много молитв: но мало молятся; часто встречаются с учением, но не восходят в разумение истины и не вводят ее в жизнь. Есть внимание разумное, когда в видимый предмет углубляются размышлением, в слышимом слове ищут разумеваемой истины; не трудно усмотреть, что сей род внимания благопотребен для глаголов Божиих: но и сей неудовлетворителен. Вера не любомудрие, благочестие не наука, хотя есть любомудрие веры, есть учение благочестия. Кто засветил несколько света в голове, тот еще не сделал всего человека сыном света. Разум кичит, а смиренное признание своего неведения иногда лучше знания. Притом познание истинно спасительное приобретается не одними усилиями разума, но паче усердною молитвою и чистым желанием просвещения свыше. Господь в притче, уподобив слово Божие семени, а слышащих оное земле засеваемой, в изъяснении притчи глаголет: иже на добрей земли, сии суть, иже добрым сердцем и благим слышавше, слово держат и плод творят в терпении (Лук. VIII. 15).
И так внимание сердца добраго и благаго, вот истинно благотворный и спасительный род благочестиваго внимания. И потому не довольствуйся тем, что слух твой отверзаешь слову Божию: старайся отверзать для него уши твоего сердца. Внимай умом, не слишком напрягай усилие пытливаго разума, но наипаче возбуждай сердце любовию к Богу и к Его глаголам, и успокоивай оное в вере, преданности и смирении. Так поступай с глаголами молитвы; так поступай с словом учения; так внимай и делам вразумляющаго Провидения. И когда благодатные глаголы дадут себя ощутить твоему сердцу внутренним миром и утешением: тогда бдительно и верно соблюдай глаголы сии в сердцы твоем: храни тайну веры в чистой совести, и в удалении от разсеяния и суеты берегись, чтобы не впасть в древнее невнимание, в котором очи имуще не видят и уши имуще не слышат, в котором только устами приближаются к Богу, но далече отстоят от него сердцем.
Богоблагодатная Мати Слова воплощеннаго и верная блюстительница глаголов спасения! испроси от Него и нам благодать и сердечно-внимательнаго слышания, и вернаго хранения слова Божия, в сердце и жизни, да не чуждо нам будет и возвещенное блаженство слышащих слово Божие и хранящих оное. Аминь.
В чтениях Общ. Ист. и древн. Рос. за 1877 год, II, 89, в воспоминаниях Епископа Никодима говорится о речи почившаго Святителя Филарета к новопосвященному Епископу Николаю, произнесенной 27 апреля 1841 г.; по указателю в Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. значатся под № 337-м Слово на освящение Никольскаго храма при Лосинной фабрике, 14 сентября 1844 г. из текста: сказую вам, братие, благовествование (1 Кор. XV. 1), и под № 357-м Речь Государю Наследнику в Успенском соборе сентября 27 дня 1845 г., но этих слов и речей нами не отыскано. Кроме сего, по воспоминаниям покойнаго Угрешскаго Архимандрита Пимена (см. Чт. в Общ. Ист. и древн. Рос. 1876 г., кн. 4, стр. 109), было говорено 3-го сентября 1844 г. Слово по освящении Никольскаго собора в Угрешском монастыре, также не найденное нами.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра