(Говорено в Усп. Соборе июня 25; напечатано в Твор. Св. Oт. 1848 г.,
в Ведом. Моск. Город. Полиции и в собр. 1861 г.)
Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. |
Когда мы, воспоминая день воцарения Благочестивейшаго Самодержца нашего, сие воспоминание с благодарностию, с радостию, с молитвою приносим в церкви пред Бога: мы чрез сие ознаменовываем то, что царство земное связано с небесным, что Царь воцаряется и царствует не без действия и содействия Царя царствующих: мы отзываемся на глас Всевышняго: Мною царие царствуют (Притч. VIII. 15).
Подобным образом, когда воспоминание о священном венчании и помазании Царя пред Бога приносим: чрез сие мы предполагаем и признаем, что Богом Он венчан, помазан и освящен для дел царствования.
Когда же и самое рождение Царя, который родился не царем еще, а младенцем, хотя и от державнаго рода, торжественно воспоминаем пред Богом: чрез сие действие мы выражаем ту истину, что не только воцарение, венчание, помазание, но, и еще прежде, самое рождение Царя есть особенное устроение Провидения Божия; что в день, в который Присноживущий Царь благословил сего младенца на жизнь, благословил Его уже и на царство. Посему-то, при возвращении сего дня, и прибегаем мы к Богу с вопиющим сердцем: благослови Его и еще, благослови Его царствовать долго, и всегда с благословением наследственным и потомственным.
Глубокая мысль в основание могущества и власти царской полагать могущество и власть Божию.
Возвышенная мысль источника для мудрости и благости Царевой искать в свете и любви Божественной, и царское величество величием Божиим в одно время и возносить и преклонять к кротости и смирению.
Прекрасная мысль еще над колыбелью созерцать зарю вышняго света, осиявающаго в последствии времени Престол.
Если бы сии мысли были наше изобретение: можно было бы хвалиться счастливым изобретением.
Если бы это были мысли только догадочныя: жаль было бы колебать их сомнением. Так оне привлекательны; так успокоительны; так благотворны.
К счастию, это суть мысли основательныя, словом Божиим утвержденныя.
Посмотрите, на чем премудрый Соломон основывает свое царское величие и свои царския надежды: на том, что клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.
Клятвы о истине свидетельствуемаго и обещаемаго и человеки, в мыслях и поступках основательные, не употребляют расточительно и без нужды; а берегут ее для дел особенной важности, и для утверждения истины, которая преимущественно требует ограждения от недоумений. Кольми паче Бог, Котораго слово и без клятвы самодостоверно, если достоверность его усиливает клятвою, то, конечно, сим указывает на особенную важность предмета, и на преимущественную потребность и благотворность удостоверения.
Подтвердим сие примерами. По таинственному повелению Божию, Авраам, хотя не окончательным делом рук, тем не менее совершенною решимостию воли приносит в жертву единороднаго сына; и представляет образ крестной жертвы Единороднаго Сына Божия, предавшаго Себя, и преданнаго Богом Отцем, за спасение мира. Надлежало наградить безпримерное повиновение, указать на таинство, дать Аврааму обетование о Христе: и Бог изрекает оное с клятвою. Мною Самем кляхся, глаголет Господь, его же ради сотворил ecu глагол сей, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради: воистину благословляя благословлю тя, и благословятся о семени твоем вcu языцы земнии (Быт. ХХII. 1618). Подобным образом надлежало некогда изъяснить, что, по предвечному совету Божию, Христос есть не только жертва страждущая, но и вечный Священник, Божественною силою священнодействующий спасение наше: и Бог, у Пророка, сию великую и спасительную истину изрекает с подтверждающею ее клятвою: клятся Господь и не раскается: Ты иepeй во век по чину Мелхиседекову (Пс. CIX. 4).
Согласно с сими примерами надлежит полагать, что когда и Давиду клятся Господь истиною, то есть, утвердил клятвою истину Своего слова с дополнением, что не отвержется ея, то есть, не одновременно исполнит Свое слово, но сохранит оное на продолжение времен: то сим указано на предмет важный, благопотребный, благотворный. А какой это предмет? Царская власть наследственная. От плода чрева твоего посажду на престоле твоем.
В следствие сих соображений мы можем изречение Божественное разрешить на следующия изречения истины.
Первое: Бог посаждает царя на престоле; или, иначе сказать: царская власть есть Божественное учреждение.
Второе: Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева его, то есть, наследственность царской власти есть также Божественное учреждение.
Третие: царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Божию, как о сем свидетельствует обещание сего дара с клятвою, и другое Божественное изречение: вознесох избраннаго от людей Моих (Пс. LXXXVIII. 20).
Четвертое: царская наследственная власть есть и для народа благопотребный и благотворный дар Божий: поелику благость Божия безпристрастна, и премудрость Божия всеобъемлюща; и потому, если Бог дает Царю дар, от котораго зависеть должна судьба народа, то, без сомнения, дает, провидя и предустрояя тем благо и всего народа.
Вот коренныя положения царскаго и государственнаго права, конечно, не имеющия недостатка в твердости, поелику основаны на слове Божием, утверждены властию Царя царствующих, и запечатлены печатию клятвы Его!
Не Россиянин, может быть, спросил бы меня теперь: почему на постановленное Богом для одного народа, и на обещанное одному Царю, я смотрю, как на общий закон для Царей и народов? И я не затруднился бы ответствовать: потому что закон, истекший от благости и премудрости Божией, без сомнения, есть закон совершенный; а совершеннаго почему не предлагать для всех? Или ты думаешь изобрести закон, который был бы совершеннее, нежели закон, истекший от Божией благости и премудрости?
От Россиянина могу ожидать инаго вопроса: к чему труд удостоверения о Божественном учреждении и благотворности наследственной царской власти? Сие учение уже написано на сердцах Россиян. Знаю, возлюбленные, и радуюсь. Но если и не нужно удостоверять о том, чтo есть уже в сердце, тем не меньше естественно беседовать о том. Таков закон слова, который признала сама премудрость: от избытка сердца уста глаголют (Матф. XII. 34). Кроме сего, время теперь повторять себе и подтверждать самыя известныя истины: потому что дух времени не оставил ни одной истины, которую бы не покушался колебать, или словом, или на деле.
Когда темнеет на дворе: усиливают свет
в доме. Береги, Россия, и возжигай сильнее твой домашний свет: потому
что за пределами твоими, по слову пророческому, тма покрывает
землю, и мрак на языки (Иса. LX. 2), Шаташася языцы,
и людие поучишася тщетным (Пс. II. 1). Перестав утверждать
государственныя постановления на слове и власти Того, Кем царие
царствуют, они уже не умели ни чтить, ни хранить царей. Престолы
стали там не тверды; народы объюродели. Не то, чтобы уже совсем
не стало разумевающих: но дерзновенное безумие взяло верх, и попирает
малодушную мудрость, не укрепившую себя премудростию Божиею. Из
мысли о народе выработали идол: и не хотят понять даже той очевидности,
что для столь огромнаго идола недостанет никаких жертв. Мечтают
пожать мир, когда сеют мятеж. Не возлюбив свободно повиноваться
законной и благотворной власти царя, принуждены раболепствовать
пред дикою силою
Но благословен Запрещающий морю (Матф. VIII. 26)! Для нас еще слышен, в событиях, Его глас: до сего дойдеши, и не прейдеши (Иов. XXXVIII. 11). Крепкая благочестием и самодержавием Россия стоит твердо и спокойно, подобно каменной горе, у подножия которой сокрушаются волны моря. Она спокойна, потому что державная рука Помазанника Божия держит ея мир: и сугубо спокойна, потому что это мир не дремлющий, но бодрствующий с оружием против ненавидящих мира.
С нами Бог! да взывает каждый из нас заедино с Благочестивейшим Самодержцем нашим. С нами Бог благодатию православныя веры. С нами Бог благодатным даром благословеннаго наследственнаго Самодержавия. Да пребываем же и мы с Богом, чистою верою и достойною веры жизнию, непоколебимою верностию к богодарованному Царю и соответственным единоначалию единодушием!
Начальствующие от Отца небеснаго и от царя земнаго да заимствуют отеческий дух любви и попечительности, для действования на подчиненных, обеим сторонам приятнаго.
Подчиненные да ревнуют быть, как пред Отцем отечества небеснаго, так и пред отцем отечества земнаго, чадами послушания (1 Петр. I. 14) искренняго и совершеннаго, помышляя, что как противляйся власти, Божию повелению противляется (Рим. XIII. 2), так равно и повинующийся власти, Божию повелению повинуется, и следственно одним действием повиновения можно совершить, сугубую добродетель, и приобрести сугубую награду.
Блюстители правосудия да памятуют, яко суд Божий есть (Втор. I. 17), и да изрекают судимым не иной суд, как изрекаемый от Бога Им самим в Его слове, в законе и в их совести. Правосудие, в отношении к телу общества, есть род врачевания: если членам, потерпевшим лишение, не доставят они восполнения, поврежденным исправления, и не отсекут зараженных смертоносною язвою; то могут сделаться виновными в смертоносном заражении всего тела.
Служители просвещения да открывают очи неведущих к небесному, и содружному с небесным, свету, при котором можно право ходить, и делать полезное: и да не прельщаются, и да не прельщают каким нибудь ночным светением червя или гнилаго вещества, котораго блеск может удивить на минуту; но не разгонит мрака, не осветит пути, не посветит делу.
Призываемые к оружию для безопасности отечества да идут с любовию и самоотвержением, по гласу Цареву и по гласу Христову: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иoaн. XV. 13).
Каждый в деле своего звания, в земледелии, в ремесле, в художестве, в торговле, в царской и общественной службе, да обращается честно, предпочитая своей пользе пользу общую, ожидая успеха в устроении общаго и частнаго блага, от Божия благословения правоте, не ревнуя лукавнующим, ниже завидя творящим беззаконие, зане яко трава скоро изсшут (Псал. XXXVI. 1. 2). Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им (Псал. II. 4).
С нами Бог, верные Богу и Царю, Россияне! В Боге наша крепость. В Нем надежда. От Него мир, и, если нужно будет, от Него победа. Аминь.
25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра