Речь к Преосвященному Иосифу, Епископу Дмитровскому, по рукоположении его, в кафедральной церкви Святителя Алексия

CCXLVIII.

167. Речь
к преосвященному Иосифу, Епископу Дмитровскому,
по рукоположении его, в кафедральной
церкви Святителя Алексия.

(Говорена декабря 27; напечатана отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)

<1842 год>

Священным призванием и совершившимся ныне освящением приобщенный к собору сосвященноначальствующих и наставляющих в Церкви, по Ея же уставу, ты стоишь на краткое время здесь еще, как священноначальствуемый и церковнонаставляемый. Без сомнения, и ты не желал бы утратить сии минуты, и я призван споспешествовать, чтобы оне для тебя не были утрачены.

И без меня разумеешь, что совершилось ныне над тобою: но, по Апостольскому слову и примеру, и знаемое напомнить, мне убо неленостно, тебе же твердо (Фил. III. 1).

Исповедал ты ныне доброе исповедание, пред многими свидетелями. Исповедал святые догматы Веры, священныя правила Церкви, обязанности новаго твоего служения, Бога Помощника служению верному, Бога Отмстителя служению неверному. Сим ты утешил и облагонадежил о себе Церковь, оправдал твое избрание, поставил себе две крепкия опоры: надежду на Бога Помощника в подкрепление подвигов служения вернаго и ревностнаго, страх Бога Отмстителя противу колеблемости служения небрежнаго, или невернаго.

Среди высокой Трисвятой песни прияли мы тебя во Святилище, и, так сказать, во среду торжественнаго славословия Пресвятыя Троицы погрузили тайнодействие освящения твоего. Сим назнаменовано как то, что от славы Пресвятыя Троицы таинственно возсиявает свет благодати Святительския, так и то, что преимущественное назначение низпослания сея благодати есть служение таинству и славе Пресвятыя Троицы.

Преклонил ты среди нас колена пред Престолом невидимо присутствующаго Великаго Архиерея, прошедшаго небеса, пред Которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних. Поминай сие, когда будешь стоять на возвышенном месте, и представлять высокий образ Его для Церкви: – поминай, что можешь быть возвышен в Церкви Христовой потолику, поколику еси коленопреклонный1 раб Христов.

Словеса Святаго Евангелия приосенили твою главу. Да владычествует в тебе над всякою мыслию Слово Христово, над всяким мудрованием человеческим – Божия премудрость. Сила Слова Христова преподана тебе, как духовное оружие сильное Богом, на разорение твердем, да помышления низлагаешь, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и да пленяешь всяк разум в послушание Xpиcmoвo (2 Кор. X. 4. 5).

Что скажу о тайнодействии молитв и рукоположения сопастырей? Чин ли только это Церковный? Человеческое ли только служение? – Словом человеческим создать Строителя таин Божиих? Руками человеческими соделать дело Божие? Кто возмечтал бы сие? Кто на сие отверз бы несмысленно уста? Кто простер бы дерзновенно руку? Благословен Бог, дивный во Святых! Дух Святый постави Епископы вначале: Он поставляет их и до скончания века. Он дышал на Апостолов силою Своею в подобии дыхания бурнаго: и еще дышет в движении таинственных словес на тайнодействующаго и тайнодействуемаго. Он почил на Апостолах в огненных языках, и на учениках Апостольских – в рукоположении Апостольском: Он почивает и ныне на избираемых Им и освящаемых в таинственном рукоположении от освященных прежде преемством того же Духовнаго2 рукоположения. Так веруешь ты купно с нами: и потому, когда и ты вознесешь тайнодейственный глагол, когда и ты прострешь тайнодействующую руку; всею силою веры и божественнаго желания предавай себя в смиренное орудие Духу Божию: и будешь низводить благодать, и будешь размножать живыя порождения Духа Божия и сосуды благодати.

Облачен ты в Святительския одежды и знамения. Да, это все знамения того, как должен ты со дня на день благолепнее и совершеннее облачаться в свойства и добродетели Верховнаго Святителя исповедания нашего, Ииcyca Христа, в Его премудрость, в Его ревность по славе Божией, в Его чистоту, в Его смирение, в Его человеколюбие, как подобает тебе и образ Божественной любви Его, и крест Его терпения существеннее носить в сердце, нежели на сердце.

После прочих, приими и знамение твоего более внешняго делания, – пастырский жезл. Да напоминает он тeбе и жезл Ааронов, прозябший с цветом и плодом, и жезл Моисеев, пресекший море. И твоего начальствования жезл да цветет и благоухает словом истины и благочестия, да изращает плоды дел благих, и да пресекает препоны, дабы открывать людем Божиим путь спасения.

Внимай себе и стаду: и Господь да пасет тебя и пасомых на месте злачне, на воде покойне да питает нас!

Наипаче молим, Боголюбезный Брат, творити молитвы о Благочестивейшем Самодержце нашем Николае Павловиче, благотворном Защитнике Святыя Церкви и Покровителе служащих Ей, и о всем Августейшем Доме Его, о мире и благосостоянии Святых Божиих Церквей и благоденствии Православной России, наконец и о тех, которые, по воле Божией, послужили твоему избранию и освящению.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.