<Примечания к главе 112>

1 Слово сие, в изданиях 1846 и 1848 годов, составлено из двух: слова на день Благовещения, которое вошло в первую часть и по Евреин. сборн. говорено в кафедральной Церкви Чудова Монастыря, 1826 года, и слова в Неделю Ваий того же года, которое вошло во вторую часть и, по тому же сборнику, не говорено по немощи.

2 По Евреин. сборн.: ничтожном...

3 По Евреин. сборн.: наглости, буйства.

4 По Евреин. сборн.: не столько возвещает и открывает каково должно быть действие надписи...

5 По Евреин. сборн.: презрительно...

6 По Евреин. сборн.: к их наставлению? – Бывает и так и с таковыми намерениями...

7 По Евреин. сборн. Помыслим, братие, что, по основанию веры, по залогу благодати, положенному крещением, Божий дом и мы есмы, аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим (Евр. III. 6). Но удержим ли известно? Твердо ли стоит в нас основание Божие? Носим ли мы печать сего основания? Познал ли нас Господь, как сущих Своих?

Посмотрим на основание наших дел. Не запечатлено ли оно желанием: да знает нас мир и да угодим ему? Если так: то дела наши не на Божием основании утверждаются и Господь не знает нас.

Приникнем во глубину души нашей. Не надежда ли на себя и любовь к себе лежит в основании наших мудрований и склонностей? Если так: то не скрыто в нас основание Божие и Господь не знает нас.

Испытаем жизнь нашу. Не на грубых ли только чувствах она утверждается и не до стихийнаго ли только разума возвышается? О как непрочно сие основание и сие здание! Оно рушится со стихийным миром и что тогда нам останется?

Перестанем на песке мира созидать мнимое благо, разрушим надежду на самих себя, утвердим сердце наше в Господе, а в сердце устроим тайное делание молитвы, веры, любви к Богу, которым бы и нынешнее делание добра управляемо было: и тогда восприимем дерзновение упования, что Господь познает и нас, как сущих Своих. Аминь.

8 По Евреин. сборн. Недавно разсматривали мы сие, указуемое Апостолом, основание Божие, или здание Божие, основание веры Божией в человеке, здание церкви Божией в человеческом роде, и старались уразуметь положенную на нем печать, или надпись, – печать таинственную, надпись сокровенную. Тогда не всю досмотрели мы печать, не всю дочитали надпись. Не доконченное тогда докончим ныне.

Твердое основание Божие, пишет Апостол, стоит имущее печать сию: и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне.

Когда видим на здании Божием оную первую печать, или первую надпись печати: позна Господь сущия Своя, то есть, когда уразумеваем, что един Бог верно знает...

9 По Евреин. сборн.: сие разумение может и утешать нас, но и устрашать нас. Утешать: потому что если един Бог знает Своих, то непринадлежащие Богу, и потому не имеющие участия в тайнах Его, конечно не знают оных, а чем менее знают оных, тем менее могут вредить им (подобно как пораженные слепотою содомляне безуспешно приступали к стенам дома, в котором скрывались от них, чуждое их беззаконию, семейство Лота и Ангелы, его хранители); а таким образом и стоит здание Божие твердо, под защитою тайны Божией. Устрашать: ибо если...

10 По Евреин. сборн.: наставлениями...

11 По Евреин. сборн.: от мира: Праведен – в наказание миру, который не достоин ведать их, и который еслибы ведал их, употребил бы во зло сию известность...

12 По Евреин. сборн.: Мы веруем, скажут посему многие; мы именуем...

13 По Евреин. сборн.: Или, если сего не скажут от слова до слова, то в сердце у многих из нас можно найти сию мысль, сие чувствование, как основание, на котором зиждутся надежды наши для себя и для вечности. Таким образом на нашем духовном здании можно видеть только сию преломленную печать, сию превратную надпись: всяк именуяй имя Господне... и более ничего.

Осмотримся. Не все тут. Не цела сия печать. Не твердо сие основание...»

14 По Евреин. сборн.: Так; ибо есть люди...

15 По Евреин. сборн.: спасительная вера...

16 По Евреин. сборн.: видно, что и сие быть может, когда нам сказано в предостережение...

17 По Евреин. сборн.: может быть...

18 По Евреин. сборн.: может быть исповедуешь во спасение. Но кто знает...

19 По Евреин. сборн.: сие...

20 По Евреин. сборн.: я примечаю плод мелкий...

21 По Евреин. сборн.: открывают...

22 По Евреин. сборн.: блаженнаго...

23 По Евреин. сборн.: Поверим еще, если угодно, предложенное здесь размышление ближайшим опытом воспоминаемых ныне событий.

Не слышите ли, как велегласно весь Иерусалим именует имя Господне? Не только ученики Господни, но и народ, и даже дети восклицают: осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних (Матф. XXI. 9).

Подумаешь, что здесь совершенно явилось основание Божие, что уже не Господь Един весть сущия Своя, но и вся вселенная их видит, потому что целый город торжественно приемлет Господа и следственно представляет себя градом Божиим. Но помедлите, дайте пройдти немногим дням, и окажется совсем иное. Народ, провозгласивший Христа Царя, охотнее возносить будет языческаго кесаря: не имамы царя, токмо кесаря. Будет час, когда во всем Иерусалиме, оглашаемом теперь торжественными восклицаниями Господу нашему, ничего не слышно будет, кроме мятежнаго вопля: возми, возми, распни Его.

Несчастный народ и град! От чего с тобою столь внезапная, столь ужасная перемена? От того, что ты не отступил от неправды, хотя на время с некоторым благоговением именовал имя Господне. Архиереи, книжники, князи, фарисеи не отступили от неправды честолюбия и зависти; народ не отступил от неправды суеверия и наемнаго раболепства. Не Божие основание то было; и потому не было твердо, но и разрушено, и по четырем ветрам разсыпано.

Христиане, новый избранный народ Божий! Умудритесь печальным примером древняго. Как от пропасти, как от смерти, как от двери ада, да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. Аминь.



Оглавление

Богослужения

28 ноября 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Указ о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
8 июля (21 июля н. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.