(Говорено в Чудове монастыре февраля 12 дня)
Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя. |
Есть обыкновенная пища, о которой говорит Апостол: брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. VI. 13), то есть предаст истлению, и грубыя оных действия прекратит. Была некогда необыкновенная пища, чудесная манна, видимо сходившая с небеси, о которой глаголет Спаситель Иудеям: отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша (Иоан. VI. 49). Дух святый возвещает и обещает еще иной род пищи, совсем неизвестный обыкновенным людям, и потому названный манною сокровенною: побеждающему, глаголет, дам ясти от манны сокровенныя.
Кто же знает, что то за новая пища, без сомнения,
лучшая других родов, потому что не всякому дают оную, а берегут для угощения
победителя? Для примера могу вам сказать, что сие знает сей, ублажаемый
ныне, победитель греха, увенчанный нетлением. Ибо как приемлющие тленную пищу
предаются и сами тлению: так, напротив, Преподобный Божий, которому недано
видети истления (Пс. XV. 10), без сомнения, приготовлен к состоянию
нетления нетленною и пищею, и следственно, предварительно дано ему ясти от
манны
Поелику же Дух, как пишет Тайновидец, о манне сокровенной глаголет Церквам, и следственно сия манна хотя и сокровенная, обещается не каким-либо людям, но всем верно и мужественно подвизающимся в воинствующей Церкви Христовой: то и мы, хотя, может быть, более побеждаемые, нежели побеждающие, отважимся нечто гадательствовать о манне сокровенной, и сею наградою побеждающих поощрять себя к подвигу и победе.
Все мы знаем, что тело подвержено гладу и жажде, и нужду имеет в пище и питии, которыми утоляются неприятныя чувствования глада и жажды, услаждается вкус, подкрепляются силы, восполняется ущерб вещества в телесном составе. Но и дух не подвержен-ли также гладу и жажде? Не имеет-ли нужды в питании? Что может свойственным ему образом питать его? Знаем-ли мы сие о духе так ясно, как о теле?
Един Бог есть существо самодовольное, в Себе Самом всегда полное и обилующее всяким благом, никогда ни в чем не оскудевающее отвне, и следственно не имеющее нужды ни в каком питании. Дух человеческий, как сотворенный и непрестанно зависящий от Бога, не есть самодоволен, потому что не есть Бог; а не будучи самодоволен, он имеет нужду приобретать потребное себе довольство, или свойственным себе образом питаться. Воля его, как пищи, алчет добра; ум его, как пития, жаждет истины. Но не в нем корень добра, не в нем источник истины: следственно, не имеет он пищи и пития в себе; надобно, чтобы оныя ему даны были. В Боге корень добра, в Боге источник истины: следственно, для питания духа требуется не то, что восходит из земли, но что с неба нисходит, манна. Хлеб, не только по происхождению, но и по свойству чисто небесный, нельзя положить на земле открыто пред очами телесными, воду жизни нельзя влить в сосуд из мертваго вещества; потому истинная пища духа, по необходимости, есть сокровенная для плоти.
Слово Божие часто говорит о сей пище,
давая нам познать и восчувствовать существенный наш глад и обрести
Скажут-ли, что это суть только иносказания? Положим, если угодно, что то правда. Но как-бы то ни было: поелику духовное, по естеству своему, более заключает в себе существенности и силы, нежели телесное: то сии, если угодно так назвать, иносказания и уподобления должны заключать в себе более существенности и силы, нежели те вещи, от коих оныя заимствованы. Если мысль о пище телесной и ея потребность не есть мечта, то кольми паче мысль о пище духовной и ея потребности есть истина.
Спросят-ли: как можно представить питание духа, который, как существо простое, не знает ни ущерба, ни прибавления? Ответствую: в духе все должно представлять духовно. Тело лишенное свойственной ему пищи, наконец разрушается; а дух разрушиться не может. Но как тело от продолжаемаго чрезмерно голода тоскует и слабеет: так и дух без пищи, ему свойственной, тоскует и слабеет. И сии состояния еще более относятся к духу, нежели к телу, которое только по действию духа может иметь живую силу и ощущение удовольствия. Как телесная пища и питие услаждают, подкрепляют, делают покойным и довольным чувственнаго человека: так духовная пища духовному человеку доставляет внутреннее, сердечное и умное услаждение, подкрепление, покой и довольство.
Спросят-ли еще некоторые: как-же мы не чувствуем в себе мнимаго духовнаго глада, или жажды? Пусть присовокупят к сему и еще вопрос: как-же, когда мы слышим слово Божие, которое называют хлебом или водою жизни, мы не примечаем в душе нашей живых ощущений наслаждения, или внутренняго питания, и, когда слово умолкает, вскоре остаемся также пусты, как прежде онаго? Чтобы на сие ответствовать, спросите человека, у котораго болезнь, или грубая невозможность повредила вкус и естественное расположение к питанию: почему пища для него невкусна? Почему он не хочет принимать ея, или приняв, но не напитавшись, безпорядочно извергает? Неукрощенная чувственность и земныя страсти разслабляют дух, заглушают его внутренния ощущения, повреждают его небесныя желания.
По сему-то и не всякому обещается манна сокровенная. Какая польза, и как можно давать пищу тому, в ком болезнь произвела отвращение от нея и неспособность к питанию? Когда тело преодолеет борющуюся с ним болезнь: тогда может воспользоваться пищею. Когда дух победит чувственность и страсти: тогда способен будет во здравие духовное ясти1, от манны сокровенныя. Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя.
Подвизайся мужественно, христианин! Побеждай диавола, мир, плоть, самаго себя. Побеждай гордость, как враждебную силу диавола, похоть очес, или зависть и любостяжание, как порабощенную силу мира, похоть плоти, или чувственное желание наслаждения, как бунтующую силу плоти; наконец, поелику не одне внешния силы ведут брань против духа
Душе Святый! Сам даруй и нам ухо слышати, и ум разумети, что глаголеши Церквам, и сотвори, благодатною Твоею силою, да победим и вкусим от манны сокровенныя, юже Ты Един даеши побеждающим. Аминь.
19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра