Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)

Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, благодаря многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца.

 
Трапезная церковь. Современный вид

Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища.

 
Трапезная церковь. Фрагмент литографии 1849 г. 

Перед зодчим (имя которого, к сожалению, неизвестно) ставилась задача создать «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца».  

  
Явление Божией Матери преподобному Сергию. 
 Роспись Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры
 

Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.)

 
Вид с юго-востока

Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом, о чем повествует надпись у входа в трапезную палату. 


Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова. 

  
Трапезная церковь. Вид с северо-востока.


Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. В древних монастырских описных книгах указывается: «с северной стороны здания два входа: церковный и главный». Они были соединены просторной окружной галереей (гульбищем) с колончатой оградой. 


Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа (перестроена в 1734 г. в связи с сооружением небольшой Михеевской церкви) раскинулся обширный шатер открытых сеней. С парадных крылец зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ, так что большое «осененное» крыльцо подчеркивало особое значение главного входа. По обе стороны его массивной двери размещены искусно вырезанные тексты с историей закладки и освящения Трапезного храма.

 
Крыльцо Трапезной церкви 

Характерной чертой постройки является обилие наружного наряда, доселе не виданного на Руси. Стены почти исчезают в декоре из высоких гладкоствольных колонн и полуколонн, расставленных поочередно, попарно, пучками; малых витых колонок, обрамляющих окна и двери; фигурных наличников, карнизов, раковин. Динамика стиля «оживляет» стены, эффектно выводит на передний план многослойные рельефы резьбы и лепнины. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен, а оставшаяся часть стены расписана разноцветными красками «в шахмат».

 
Элементы декора фасада Трапезной церкви 

Не меньшей красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 гг.

 
Свод церкви преподобного Сергия

Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов. Сергиевская церковь поражает пышностью и великолепием своего убранства.

 
Иконостас Трапезного храма

Свод и стены церкви покрыты ковром лепнины конца XVII в. из фигурных картушей, провисающих гирлянд, цветочных букетов, связок экзотических плодов. По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить». Впоследствии живопись неоднократно поновлялась (последний раз в 1911 г.).


Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма. 



Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15x34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом — 338 кв. м, в Новодевичьем — 390 кв. метров. 

 
Внутренний интерьер Трапезной палаты

Огромные «стеколчатые» окна заливают помещение ярким светом. Стены и своды Трапезной «убраны штукатуркою лепною работою». Одновременно с аналогичными работами в церкви клейма и резные украшения в ней были «вызолочены с оживкою разными красками и посеребрены; в тех клеймах и плафонах изображены живописью разные святые и священные истории». Живописное убранство поновлялось несколько раз с изменением общего колорита и сюжетной части. 

 
Фото конца XIX - нач. XX вв.

   
Притча о милосердном самаряныне. Фрагмент росписи Трапезного храма

После открытия в 1946 г. монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. 

  
Боковые приделы Трапезного храма в честь свт. Иоасафа Белгородского (слева) и прп. Серафима Саровского (справа)

Из Трапезной палаты нарядные порталы выводят в притвор и малую трапезную (сейчас там расположена монастырская ризница), декорированные в соответствии с основным интерьером. Сергиевская церковь имеет второй этаж, куда можно попасть из притвора Трапезной палаты по узкой лестнице в толще стены. В его помещениях, не имеющих украшений, располагались прежде архив и библиотека монастыря, содержавшая уникальное собрание древнерусских рукописей. 

 
Притвор Трапезной церкви

В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорня.

Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора. 

 
Трапезный храм зимней ночью
 


Паломнику, вошедшему в обитель, грандиозная постройка предстает как подобие плывущего гигантского корабля с носом - апсидами, палубой-гульбищем и высокой мачтой креста, а подклет с волнообразной чередой арочных сводов создает впечатление движения. Зрительный образ имеет прямые параллели с богословским осмыслением Божиего храма как корабля спасения. Удивительное творение, по достоинству оцененное современниками, явилось одним из самых выдающихся памятников архитектуры московского барокко.

 
За богослужением в Трапезном храме

До начала 2000-х годов Трапезный храм являлся главным храмом монастырских богослужений в зимнее время, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 8 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). 

В настоящее время в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Трапезном храме продолжаются масштабные реставрационные работы. 


См. также

Трапезный храм в описаниях Горского А. В.
Трапезный храм в описаниях Голубинского Е.





< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.