Пояснения к тексту

Комментарии.

1 Ср.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1986. С. 649; Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 2. М., 1958. С. 1107; Синайский И. Греческо-русский словарь.Ч. 1. М., 1862. С. 804.

2 Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 16 об.

3 Здесь и далее «миром» называется греховная жизнь падшего человечества, враждебная Богу. Подробнее о различных значениях слова «мир» см.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Значение слова «мир» // Собр. соч. в 7-ми томах. Т. 5. М., 1993. С. 301.

4 Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 8 об., 9.

5 Монашеская жизнь очень трудна, и выбор ее требует большой ответственности. Возвращение монаха к мирской жизни не может называться иначе, как клятвопреступлением пред Богом, изменою совести, унижением священного служения Богу и предпочтением служения миру. Поэтому ряд церковных канонов предают анафеме монаха, оставившего свой чин (например, 7-е правило IV Вселенского собора). В 35 правиле святого Никифора Исповедника говорится: «Если монах, отложивший святый образ, будет есть мясо, возьмет жену и не пожелает возвратиться, то надлежит предать его анафеме, заставить его силой облечься в монашеское одеяние и заключить в монастыре». См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. СПб., 1912. С. 590.

6 Слово «монах» этимологически означает «живущий в уединении».

7 Ср.: Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 15.

8 Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 9 об.

9 Когда в святоотеческих творениях говорится о плаче, всегда имеется в виду плач о грехах.

10 В греческих монастырях Святой Горы Афон до сих пор, согласно древней традиции, игумен является духовником всей братии. Именно поэтому все дела в монастырях называются послушаниями, так как они делаются по послушанию духовнику.

11 Здесь говорится о необходимости избегать чрезмерных и суетных попечений и дружбы, уводящих человека с пути добродетели, ибо известно, что святой апостол Павел заповедал помогать родителям (1 Тим. 5, 4; 8).

12См.: Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 9 об.

13 См.: Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 11.

14 Священник Григорий Дьяченко (сост.). Полный церковно-славянский словарь. М., 2000. С. 35, 339.

15 Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Месяц май, 8-й день. М., 1908 / Оптина пустынь, 1998. С. 249, 250.

16 Обозначение часов здесь преподобный Григорий Синаит приводит согласно Палестинской традиции, в которой первый час всегда начинался с восходом солнца, шестой – с полудня, а двенадцатый заканчивался с заходом солнца. См.: Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Т. 1. М., 1916. С. 226; Библейская энциклопедия Брокгауза. Под ред. Ф. Ринекера, Г. Майера. Кременчуг, 1999. С. 1054; Дьяченко Г., священник (сост.). Полный церковно-славянский словарь. М., 2000. С. 810.

17 Здесь святой Григорий Синаит, как отец попечительный, беседуя о нужде или болезненном чувстве, необходимом подвижнику, не учит, чтобы христианин, не принявший духа работы в боязнь, но принявший духа сыноположения, будучи свободным, должен принуждать себя и мучить свое тело, но зовет воина Христова на подвиг. Верою, терпением, смирением и всяким образом воздержания и беспристрастия, более же добродетелями вооружившись, христианин как некую крепость осаждает Царство Небесное, чтобы завладеть им, хотя бы оно было неприступно (примеч. преподобного Паисия Величковского).

18 Иоанн Лествичник, преподобный. О радостотворном плаче // Лествица, возводящая на небо. М., 1999. Слово 7, гл. 64. С. 180.

19 Муравьиный лев.

20 В оригинале написано «две литры». Литра – римская единица веса, в которой 327,45 грамма.

21 В славянском «Добротолюбии» пропущено примерно две трети главы 123 творения преподобного Григория Синаита «Главы зело полезные», здесь материал восполняется по переводу епископа Вениамина (Милова). См.: Григорий Синаит, преподобный. Творения / Перевод с древнегреческого епископа Вениамина (Милова). М., 1999. С. 64; Filokalia. T. 4. Afens, 1991. S. 56.

22 Когда в человека через зрение и слух входят блудные впечатления, даже если он не проявляет к образам сочувствия, остается бесстрастным и все забывает, на подсознательном уровне это проходит. Срабатывает вегетативная нервная система, железы вырабатывают больше гормонов, и может спонтанно возбудиться похоть.

23 Святой апостол Павел говорит: «Не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф. 5, 18). Алкогольное опьянение характеризуется возбуждением нижележащих структур центральной нервной системы при расстройстве высших (корковых) функций. Высокие дозы ведут к торможению коры головного мозга. Исчезает критика к своим действиям, возникает эгоцентризм, переоценка своих качеств и возможностей. Проявляются контролировавшиеся до тех пор инстинкты и скрытые особенности личности. Помрачается рассудок, снижается внимание, и теряется контроль за своим поведением. По мере приема алкоголя оттекает кровь к малому тазу, и наполняются кровью половые органы. Плотская похоть возбуждается, а тормозные центры в голове в это время притупляются, и похоть господствует над разумом. Поэтому в состоянии алкогольного опьянения, в результате расторможения сексуального влечения, чаще всего случаются плотские грехопадения.

24 Здесь имеются в виду разнородные мечтательные образы, возбуждаемые демонами. Истечения по этой причине обычно происходят у страстных и физически слабых.

25 Правило молитвенное готовящимся ко святому причащению и ежедневное вечернее и утреннее. М., 1893 / М., 1993. Л. 137. Ср.: Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 224.

26 Преподобный Григорий Синаит в числе поводов к осквернению называет слабость организма и неумеренные труды. См.: Григорий Синаит, преподобный. Творения / Перевод с древнегреческого епископа Вениамина (Милова). М., 1999. С. 83.

27 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 1. М., 1993. С. 135.

28 При написании данной статьи использовались: Большая медицинская энциклопедия. Т. 1–29. М., 1974–1988.

29 10 тысяч талантов – это примерно 360 тонн золота.

30 Слова «смирение» и «смиренномудрие» часто употребляются как синонимы. Преподобный Григорий Синаит, живший на 300 лет позже преподобного Никиты Стифата, ставит смирение выше смиренномудрия. По-видимому, эти святые отцы вкладывали в одни и те же термины разные понятия.

31 Преподобный Григорий Синаит сказал это в XIV веке. В настоящее же время таких наставников стало еще меньше.

32 Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

33 О необходимости частого призывания Господа Иисуса Христа (Иисусова молитва) для очищения сердца от помышлений суетных и воспоминаний лукавых говорят все святые отцы. Здесь дается только три ссылки, так как для полного перечисления ссылок понадобилось бы несколько страниц. Например, очень часто об этом пишет преподобный Исихий пресвитер в «Слове к Феодулу».

34 В светской литературе слово «прeлесть» употребляется в положительном значении: «красота», «изящество», «миловидность». Например, А. С. Пушкин 194 раза употребляет это слово и нигде близко не подходит к святоотеческому смыслу. Он даже говорит о «вечно новой прелести» Евангелия. См.: Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 1996. С. 215.

35 По-славянски: «необразовaн, безвиден и невообразителен».

36 Некий сорняк.

37 Преложение (metaboli) хлеба и вина на литургии означает не изменение физических и химических свойств веществ, но соединение двух областей бытия, поэтому оно недоступно телесным чувствам.

38 Иноческое келейное правило. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 166.



Оглавление

Богослужения

24 июля 2021 г. (11 июля ст. ст.)

Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969). Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Обре́тение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998). Мч. Киндея пресвитера (III–IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.