ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение

В данной работе главное внимание уделено собиранию и систематизации святоотеческого предания, касающегося основных сторон духовной жизни. Эта работа призвана облегчить чтение и изучение славянского «Добротолюбия», о котором часто восторженно говорят, но, к сожалению, немногие его читают из-за неудобопонятного языка. Возможно, данный труд может быть полезен и как практическое руководство.

По своему замыслу «Добротолюбие», этот «цветник духовный», составлялось в качестве учебного руководства (или учебной хрестоматии) по «художеству» христианского подвига. Составители и издатели как греческой, так и славянской редакции, «включая в сборник наиболее насыщенные и почитаемые произведения, заведомо не ставили перед собой ни научно-эдикционных, ни теоретических богословских задач»1. Поэтому в книге встречаются некоторые ошибки и неточности. Например, в Житии преподобного Никиты Стифата говорится, что он «бе в лето от Рождества Христова тысяща трех сотое, ученик Симеона Новаго Богослова ближайш»2. Но он жил в XI в. и был современником Великого раскола 1054 г. Эта ошибка не исправлена и в последнем, афинском издании греческой «Филокалии» 1982–1992 гг. Иногда неправильно цитируется или дается ссылка на Священное Писание. В издании славянского «Добротолюбия» 1902 г. (и повторяющем его изд. 2000 и 2001 гг.) в текст внесены изменения, затуманивающие смысл. Так, в первой книге Петра Дамаскина одна из глав названа «Яко слово Божие не есть благочестие»3, а в первом издании 1793 г. написано «Яко слово Божие не есть многословие»4, что точнее соответствует греческому заголовку «Oti ouk esti polilogia o logos tou Theou»5. Это говорит о том, что текст изданий неидентичен, но у автора не было возможности до конца исследовать этот вопрос. Текстология славянского «Добротолюбия» является отдельной большой темой, и ею пока никто не занимался6. Прояснение темных мест подобно реставрации иконы и требует значительного времени. Поэтому в настоящее время еще не все текстологические вопросы решены до конца. Например, неизвестно, насколько изменила переводы преподобного Паисия правка редакторами в Александро-Невской и Троицкой семинариях. По мнению некоторых исследователей, они «более мешали, чем помогали»7.

Поскольку «Добротолюбие» является сборником творений различных авторов, в нем часто встречаются повторения. Например, первую главу творения Евагрия монаха «Главы о различии страстей и помыслов» точно воспроизводит преподобный Феодор Едесский в «Деятельных главах» (главы 61–62). Окончание «Послания к Николаю иноку» преподобного Марка Подвижника цитирует преподобный Никифор монах. Святитель Каллист и преподобный Игнатий Ксанфопулы цитируют 31-ю главу святителя Диадоха Фотикийского. В «Слове к Феодулу» преподобного Исихия пресвитера главы 57, 58, 59 буквально совпадают с главами 101, 103, 104 творения «О законе духовном» его современника, преподобного Марка Подвижника. Бывают повторения мыслей и внутри одного произведения. Святые отцы часто повторяют о необходимости призывания Господа Иисуса Христа (непрестанной Иисусовой молитвы) для борьбы со страстными помыслами и стяжания благодати. В настоящей работе обобщаются сходные места из «Добротолюбия», поэтому она, излагая основное его содержание, имеет гораздо меньший объем.

Данный труд хочется закончить словами составителя Жития преподобного Паисия Величковского: «...Кто может исчесть всех тех, кои пользовались и ныне пользуются в Российских монастырях духовным просвещением от трудов и учения старца Паисия, переданным и передаваемым друг другу? За все оное премилосердый Господь да умножит мзду воздаяния в некончаемом веке блаженному старцу Паисию; а мы, Россияне, должны чувствовать излиянную на нас промыслом Божиим чрез него духовную пользу, не для одного монашества, но и для укрепления всей Православной Церкви. Ибо он, при высоте духовной жизни, был ревностный хранитель догматов и правил святой Церкви, и других учил строгому хранению оных яко самонужнейшему основанию нашего спасения. Воздадим за все сие по силе нашей славу, благодарение и поклонение единому Богу, в Троице славимому и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь»8.



Оглавление

Богослужения

15 августа 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Принесение иконы А. Рублёва в Троице-Сергиеву Лавру
В рамках празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в ночь с 16 на 17 июля 2022 года в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры принесли икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублёва. Святыню доставили из Третьяковской галереи.