2. Вера

III.2. Вера

Добродетелью, исходной для всех других, по мнению святителя Тихона, является вера. Святитель подробно говорит о значении веры для человека, ее признаках и плодах, средствах ее сохранения и укрепления.

Веру святитель определяет как «то, чего не видим или умом не постигаем, но веруем тако быти», и поясняет: «так не видим Бога, но веруем, что есть Бог, есть един. Не постигаем умом, как Бог един естеством, но троичен в лицах, но веруем, словом Божиим наставляемые. Не видим Христа, Сына Божия, живота вечного, Небесного Царствия, но веруем... В сих и прочих тайнах Божиих разум вере последовать должен, а не вера разуму, чтобы не испытывать умом того, что единой веры требует, но пленять разум в послушание Христово (2 Кор. 10, 5)» (4, 6-7).

Веровать во Христа «не иное что есть, - пишет святитель, - как из закона узнавши и сердечно признавши свою бедность и окаянство, из Евангелия же познавши благодать Божию, к Нему единому, то есть Христу, под защищение и покровительство прибегнуть, Его единого за Избавителя и Спасителя от того бедствия признать и иметь, на Нем едином всю спасения вечного надежду неуклонно и неотступно утверждать» (4, 125). Действием благодати Святого Духа вера, как «семя некоторое Божественное, при крещении в сердце всякому крещаемому всевается» (27, 131).

В своих творениях святитель неоднократно возвращается к вопросу о соотношении веры и добрых дел. «Неотменно нужно есть хотящему спастись православие, или правую веру, содержать, - читаем в одном из его писем. - Но сие одно не довлеет к спасению. Ибо и бесы веруют и трепещут, по словеси апостола. Якоже бо древо доброе от плодов добрых, так истинная и сердечная вера от добрых дел познается»59 (6, 255). Ей святитель противопоставляет веру «мертвую», о которой тот же апостол пишет: якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). Это главное, но не единственное отличие истинной веры от ложной, лицемерной. Приведем здесь, вслед за святителем, и другие признаки «живой веры».

Такая вера научает «Бога, Которого зрит и прилепляется Ему, как малое отроча матери своей, от сердца почитать духом и истиной, и почитать паче всего света Его Единого, яко весь свет пред Ним как ничто, откуда последует истинное и искреннее к Нему послушание». Истинная вера побуждает «от всякого греха берещись нелицемерно» и жить достойно христианского звания и Евангелия. Она же «благодарит Бога за все оказанные и показуемые благодеяния от сердца60, нелицемерно призывает Его, прибегает к Нему и помощи просит во всяких нуждах, отвлекая от надежды на создание»61. Истинная вера «имеет дерзновение и упование на милосердие и человеколюбие Божие62, свобождает верующего от греха, смерти, ада, диавола и прочего бедствия, и Искупителем своим знает единого Иисуса Христа, Спасителя всего мира». Живая вера подвигает христианина «последовать Христу, неся крест свой. Она очищает сердце от всего, что к миру принадлежит, и от всякого греховного обычая, но всегда к будущим и вечным благам взирает, уча тая мудрствовать, тех желеть, теми утешаться. Вера бо живая, - пишет святитель, - с неба приходит и потом верную душу к небу возбуждает и подвигает». Такая вера «злострадания и скорби умягчает, соделывает же радость и веселие в сердце верующего, радость о Господе, Спасителе своем, радость о Дусе Святе. Ибо где вера к Богу, там и любовь к Богу, там и радость о Нем»63. Наконец, «вера смиренна, терпелива, кротка, милостива, мирна и проч., и от таковых своих действий в сердце познается». Обновляя человека, она «душу верного таинственно соединяет со Христом, аки невесту с женихом, отчего в вере существо христианского блаженства состоит» (4, 9-15; 5, 150; 6, 261-262).

Наоборот, признаки неверия - «развращенное и беззаконное житие и закону Божию противное; презрение и оставление христианских добродетелей; надежда на самого себя и прочее создание; пристрастие к временным вещам». Также «презрение и оставление слушания или чтения слова Божия; оставление и молитвы; удаление от причастия Святых Таин Христовых». Наконец, «явное неверия знамение есть отчаяние милосердия Божия», которое «оказывает себя или весьма развратным житием, или безмерной печалью»64 (4, 18-20; 6, 150-151). Эти гибельные для христианской души состояния возникают не сами по себе и не вдруг. «Вера святая многоразличному подлежит искушению», - пишет святитель, упоминая в своих творениях и об этих искушениях, и о путях преодоления их.

«Искушает веру плоть со страстьми и похотьми. Соблазны мира сего, то есть развращенное и слову Божию противное учение, пример развращенного жития, искру ее угасить нудятся. Сатана и слуги его тщатся искру сию наводнением бед, напастей, гонений и скорбей многих угасить». Наконец, «нет большего и тягчайшего вере искушения, как когда на верное сердце находят смущение, страх и ужас Суда Божия, отчаяние, страх геенны и ада; когда совести жестокое ударение и мучение чувствовать принуждается верная душа; когда помыслы, как волны, восстают и ударяют отчаянием верное сердце: несть спасения ему в Бозе его (Пс. 3,3)» (27, 149).

Эти стрелы лукавого разженные отражаются щитом веры, укреплять которую святитель советует, подвигая себя часто с благоговением воспоминать воплощение Сына Божия и размышлять о совершенном Им деле нашего спасения; помнить, что Бог везде есть, все видит, и перед Ним все делаем, мыслим, говорим, что Он как о всех, так и о нас промышляет. Святитель пишет: «Чтобы живую во Христа иметь веру, должно всякому познать и признать душевную свою бедность и окаянство» и усердно возбуждать в себе память о том, что будет «Суд Христов всемирный, что будет вечная мука грешникам, некающимся истинно и не имеющим сердечной во Христа веры». Ведь мы «в мире сем странники, пришельцы и пленники, отечество же наше не здесь, но на небеси». «Укрепляется и растет вера усердной и частой молитвой», на которой необходимо помнить без сомнения, что «ты пред Богом стоишь и просишь Его о нужде своей, и беседуешь с Ним так, как подданый перед царем своим стоит и просит его, и тогда породится в тебе дух смирения, и страха, и надежды». Укрепляется и умножается вера «прилежным чтением или слушанием слова Божия, с твердой мыслью о том, что оно есть истинное слово уст Божиих. Оттуда последует в сердце твоем, - говорит святитель, - благоговение к почитанию слова Божия, усердное хранение заповедей Его святых и веры святым Его и милостивым обещаниям и откровениям». Важнейшим в деле укрепления веры святитель считает причащение Святых Христовых Таин65. «Уверись точно и утвердись, - пишет он, - что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в святейшей Евхаристии. Тогда удивляться будешь благости Божией и от сердца благодарить Его за сие таинство, не захочешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь тщаться жить так, как христианину достойно». Тогда, «без сомнения, возбудится в сердце твоем живая вера, любовью, благодарением, терпением и прочими добродетелями действующая» (4, 122; 5, 150; 6, 255-260).

Святитель сравнивает живую веру в сердце христианина со светильником в доме. «Светильник веры зажигается от Духа Святого через слышание слова Божия (Рим. 10, 17). Христиане, которые имеют светильник веры горящий в сердцах своих, изыдут в сретение Жениху Христу, яко мудрые девы. А которые светильника сего не будут иметь в сердцах своих, услышат от Царя Христа: не вем вас (Мф. 25, 12). Страшно слово сие слышать от Христа христианам: не вем вас! Обратимся убо всем сердцем к Богу, да и наши светильники благодатью Его зажгутся. Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5, 14)» (27, 136).



Оглавление

Богослужения

20 мая 2024 г. (7 мая ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.