Проповедь о ревности ко спасению во время Великого поста. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь о ревности ко спасению во время Великого поста. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вступая на путь христианской жизни, наипаче же на стезю Великого поста, по которой мы ныне шествуем к светлому и всерадостному празднику Христовой Пасхи, даже если слабы, больны и не устроены, все же должны обладать великой силой и крепостью, чтобы не пасть под тяжестью скорбей и подвигов. Сила, делающая нас выносливыми, а все труды наши плодотворными, – это ревность, усердие и забота о богоугождении и спасении души.

Как ищущий хорошего дохода в торговле не устрашается препятствиями и трудностями, так и христианин, когда имеет ревность, все преодолевает. Ему Господь дал особое обетование: «Ищите, и найдете» (Мф. 7, 7). Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огонь, принесенный Спасителем на землю, это Его свет и жизнь. Вот чем запастись должно, вступая в делание заповедей и очищение страстей! Без того нельзя и начать дела спасения в истинном духе. А если и начнет кто, то будет трудиться без плода, вяло, исподволь. Это праздное делание.

Много людей проходит подвиги и делание, но без плода: плод от духа, а дух Божий – в ревности. Проходит он в страстную и нечистую природу, через родственные с ним и с нами подвиги или правила жизни, и там исцеляет, врачует и усовершает. Следовательно, подвиг, делание – это проводник благодати, а путь – дух ревности.

Потому-то все отцы особенно настаивают на том, чтобы не погасал в нас сей дух. Некоторые думают, что лучше заменить ревность твердостью произволения или воли, опасаясь от ревности опрометчивости. Но твердость воли близка к расчетливому рассудку, холодному равнодушию и эгоизму. В мире она часто приводит к успеху, а в христианской жизни опасна. Опасна и ревность, если ее оставить одну. Но кто оградил ее послушанием или отречением от своей воли и разума и связал правилами, тому нечего бояться – только ревнуй. Ревность, правда, предполагает быстроту действия, но не опрометчивость и необдуманность. Она означает: иди, не мешкай, не стой, спеши с усердием, но спеши по указанному и определенному пути, под надзором своего духовного руководителя.

Все существо этой ревности можно выразить так: «Ищи в надежде, без определения, и непрестанно начиная». Это мысль святого Макария Великого, которую он почти непрестанно повторял. Очевидно, что недостаток чего-нибудь из входящего сюда или портит ревность, или расслабляет.

Впереди много труда, много опасностей: иди – будет плод. Земледелец трудится в поте и ест хлеб; то же и у тебя. Скоро минуешь скорби, вступишь в покой и насладишься – и здесь, внутренне, и там. Ты воин. Смотри на венец и не бойся смерти. Скоро явятся знаки чистоты, начало исправления сердца. Чем решительнее, тем скорее, лучше и спасительнее.

Спеши, делай, трудись, но не определяй плода. Плод есть дар Божий ради труда, а дать дар – в воле Даятеля. Потому, что бы ты ни сделал, не говори: «Достиг» или «Достигну», а – «Если достигну». Никогда не считай себя достигшим, а только ищущим. Умалению страстей не верь, на крепость своих добродетелей не полагайся. Все может погибнуть в один час. Не назад смотри, а вперед. Все, что имеешь, Господь дал. В Его же власти и взять обратно. Потому ничего не должно считать верным, а взывать только: «Господи, спаси мя! Имиже веси судьбами спаси мя!»

Потому никогда не говори себе: «Ну теперь довольно, потрудился, можно и отдохнуть». Такое послабление – первый враг. Помысел будто и малый и слабый, но он самый коварный изменник, он отворяет врата врагам. Кто примет его, тот падет.

Обращаясь к Богу, молись, чтобы Он помог тебе положить начало спасения, и непрестанно начинай. Напрягайся, но о льготах и думать не думай, а так и сложи в сердце своем, что тяготу и труд тебе нести по самую смерть, что впереди не облегчение, а все преутруждение. Вот истинное строение духа ревнующего – безопасное, прочное, не дающее ни расслабления, ни необузданной горячности, ни самонадеянности, ни самомнения!

Дорогие братья и сестры, будем же и мы молиться Господу о даровании нам духа ревности ко спасению, дабы безбедно пройти нам поприще Великого поста и достигнуть светлого дня Святой Пасхи. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – 2-е изд., доп. – СТСЛ, 2016. С. 64-66.



5 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.