Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста. Епископ Сергиево-Посадский Парамон


В сегодняшнем каноне звучали следующие слова преподобного Андрея Критского: «неработное Твое достоинство телу моему».

Неработное достоинство – это то достоинство, которое каждый человек получил от Бога. Это тот дар, который есть в каждом из нас. Это то, что не от нас, это то, что принадлежит Ему – Творцу нашему. 

Эти достоинства – ум, сердце, душу – человек порабощает телу, порабощает греху. Каждый прекрасно знает, что зло не имеет собственного бытия. Зло не существует, потому что зло Господь не сотворил. Почему оно пребывает в наших душах и наших сердцах, в мире, в котором мы живем? Потому, что зло паразитирует на нашем сердце и на нашей душе, оно питается той силой, которая есть внутри человека. Каждый человек с помощью Божией может пресечь действие зла. 

Господь очень мудро сотворил человека, настолько, насколько никакая технология и никакой прогресс не может достичь. Это такой микрокосм. В нашем организме настолько все слаженно работает, настолько прекрасно и настолько совершенно, что человеку даже близко невозможно приблизиться к постижению тайны творения человеческой природы Богом. 

В общении с одним человеком, из среды ученых, высказана была мысль, что наш ум, наша голова, наш мозг устроен как антенна, которая может принимать и может посылать сигналы. У нас, как у творений Божиих, есть средство, которым определяется, какой это сигнал – позитивный или негативный; тот, который может принести пользу или, наоборот, может навредить душе. 

Это устройство называется «совесть». Совесть определяет то, что поступает к нам в ум. А ум, как страж души, рассматривает – принимать этот помысл или не принимать, нужно мне это или нет. Но если ум не опирается на совесть, можно сказать, понадеется на самого себя, не надеясь на Бога, он принимает ложную информацию или ложный помысл, который не от Бога, а от диавола. 

Помысл проникает глубже, в самое сердце человека. Там рождается желание, а потом уже воспроизводится действие. Может быть даже не сразу, как вирус, который проникает в организм человека. Человек не сразу заболевает, а постепенно. Вирус начинает питаться силой человека и менять его внутренний мир. Когда мы замечаем последствия проникновения этой болезни внутрь самих себя, бывает, мы боремся не с самой причиной возникновения этой болезни, а только с последствиями; последствиями того, что в какой-то момент мы просмотрели. Мы слишком сильно понадеялись на себя. 

Так же бывает и в духовной жизни. Когда человек принимает то, что сильно смущает его совесть, принимает греховный помысл, то этот помысл не сразу его меняет, человек не сразу становиться черствым, он еще сохраняет жизнеспособность. Но если человек дает помыслу развиться в себе, то он может уподобиться тем примерам, которые сегодня приводились в каноне преподобного Андрея Критского. Уподобиться тем, кто впал в грех: Каину, Авессалому, Офни и Финеесу и другим личностям Ветхого Завета, которые перечислялись в сегодняшнем каноне. 

Грех настолько может возобладать над человеком, что развратит и всю его жизнь, и тело, и душу так, что человек бывает даже не способен покаяться. Поэтому каждый из нас должен внимательно относиться к самому себе, быть целомудренным. 

Сегодня хочется привести в пример вторую часть молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Человек остается целостным только тогда, когда грех его не разрывает. Он остается целомудренным тогда, когда ориентируется на Бога, стремится к Богу, когда всего себя собирает в единый кулак для борьбы с грехом. Мы призваны бороться не с другими людьми, а с самими собой и со своими недостатками, больше видеть свои грехи, а не чужие. 

Когда человек внимательно относиться к своей жизни, он смотрит внутрь самого себя, чтобы не пропустить греховный мир внутрь. Чтобы то́, что дал нам Господь по достоинству, не повергнуть в рабство греху. Чтобы душевную и телесную силу не направить в рабство греху, не давать этому греху жить и крепнуть в уме, душе, сердце, чтобы еще на подступах, когда только-только этот помысл приходит, сразу же его отсекать. 

Но возможно ли человеку всегда находиться в таком духовном напряжении? Это крайне сложно для каждого из нас; и если бы не Милостивый Господь, Который укрепляет нас в этой борьбе, то мы бы никогда не справились даже с самыми малыми пороками. 

Грех как заноза. Когда заноза входит в тело, кажется, что она маленькая, но если не вынуть ее и не обработать рану, то начинается гниение и может развиться гангрена. Человек может не только лишиться какой-либо части тела, но даже жизни, если будет беспечно относиться к себе. 

Давайте не будем беспечно относиться ко греху, будем стараться искренне каяться перед Богом, не формально, не превращая исповедь в бухгалтерский отчет о содеянных грехах, а действительно, с болью в сердце, со слезами на глазах приносить Богу покаяние, как приносили те, кто тоже пал, но нашел в себе силы, чтобы покаяться. Как пророк Давид, как жители далекой Ниневии, отозвавшиеся на проповедь пророка Ионы, как многие другие грешники, которые жили на земле, но нашли в себе силы, чтобы сопротивляться греху, который бытует, и который живет не сам по себе, а благодаря нашим душевным и телесным силам. Когда мы приносим искреннее покаяние Богу, тогда Господь, видя наше кающееся сердце, готов исправить и исцелить. Он готов восстановить достоинство, которое нами же было попрано, божественное достоинство настоящего христианина, живущего не земными чаяниями, а небесными. Лишь бы только у нас было желание, лишь бы только мы сами обратились к Богу. 

Пусть эти постные дни станут для нас тем временем, когда мы по-настоящему и искренне покаемся пред Богом в своих грехах, когда мы занозы из своей души изымаем. И тогда в наши души проникнет божественный свет – благодать Божия, которая приносит мир, успокоение и радость, которая приносит настоящую жизнь. Жизнь, которой жили святые люди, достигшие Царствия Небесного. Пусть в этом нам поможет Милосердный Господь молитвами всех праведных и преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона на великом повечерии во вторник 1-й седмицы Великого поста


4 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.