Преподобный Антоний Радонежский. Монастырские письма

 Преподобный Антоний Радонежский. Монастырские письма

Предлагаем подборку из писем наместника Троице-Сергиевой Лавры архим. Антония (Медведева). С момента публикации письма вошли в круг любимого чтения русского народа.

Лавра. 18 ноября 1846 г.


В больнице в жестокой нервной горячке страдал рясофорный посл. Гавриил, несколько дней был без памяти. В ночь на праздник прп. Никона видит он, что душа его как бы разлучается от тела и как бы в какую-то устремляется бездну. Мысленно стал он молить прпп. Сергия и Никона о возвращении к жизни, чтобы исправиться для вечности. Вдруг видит, как бы двери отворились, входят два светоносных мужа, старцы, один с жезлом, – в сем он разумел Сергия, а в другом – Никона. Прп. Никон подошел и самым приближением наполнил его силою и радостию. Больной приподнялся, перекрестился – и они стали невидимы. Он пришел в память, болезнь миновала, только слабость осталась.

Гефсиманский скит. 23 декабря 1846 г.


Ныне в ночи преставился мон. Феофан, бывший канонарх скита. Часа за четыре до смерти было с ним как бы восхищение ума. Говорит, что такой видел он прекрасный свет, какому нет подобия; кто бы ни увидел его, всякий все оставил бы и бросился к нему. Я думал, что умру от восхищения. После ранней Литургии вчера его приобщали Святых Тайн. Страдал до слез от засыхания в горле, но никак не соглашался пропустить хотя каплю воды до причащения. Сам попросил прочесть себе отходную. Прощаясь с братией, говорил, что здесь последний день живет. Он был из первопоступивших в новоучрежденный скит Гефсиманский и первый положенный в оном усопший.

Лавра. 13 сентября 1848 г.


На сих днях приводит крестьянин сына своего восемнадцати лет, просит, чтобы приняли в обитель на служение Богу. Спрашиваю: «Сколько у тебя детей?» Вздохнувши, отвечал: «Только и есть один. Я и мать обещали его отдать на служение Господу. Так мы и воспитывали его в страхе Божием, но прежде совершеннолетия не могли отдать его, дабы видеть и его к тому произволение». Спросил я сына, желает ли он посвятить себя в монашестве на служение Господу? Сын отвечал: «Очень желаю». Отец говорит, что с детства это первая и последняя мысль его – идти в монастырь. Поговоря с ними и одобрив намерение их, я послал их в скит. Дело дошло до того, что отцу надобно прощаться с сыном. Вся любовь естественная взорвалась в родителе. То обнимет сына и обливает его слезами, то голову, то руки его целует. Нельзя было без слез смотреть на это.

Другое было с сыном. Явно было, что благодать Божия касалась души его. Ни слова он не говорил отцу, но, когда всмотрелся он в скорбь родителя, точно две крупные градины вырвались из глаз его и пролились потоком слезы, и вдруг ангельская радость выразилась в глазах его, даже лицо его точно лучом свыше осветилось, и он опять стоит в вышеестественной радости. Отец снова обливает его слезами, кланяется ему, целует его, чтоб жил для Господа. И у сына изменяется на минуту радость в скорбь, и текут, как струи, слезы, и опять, видно, благодать касается сердца; как бы встрепенувшись, он опять переходит в радость, и лицо просветляется. Это было что-то чудное!

Мы уже уговорили отца сократить прощание, и он не только людей просил не оставить сына его, но, кажется, и землю монастырскую, и стены, и порог целовал у паперти в чаянии, что все это поможет, чтобы услышана была молитва отца о сыне. На замечание, что он много уже скорбит о сыне, он сказал: «Батюшка, не о том скорблю я, что отдал его Господу на служение; нет, я об этом всегда радовался, но не слажу с сердцем, что разлучаюсь с единственным сыном, в котором все наше с женой есть утешение».

Лавра. 12 ноября 1848 г.


На днях в больнице один странный, умирающий чахоткою, в последние часы своей жизни усердно молил прп. Сергия о предстательстве пред Господом и помощи в страшную минуту разлучения души от тела. К вечеру послушник-служитель вздремал, а больной один был в келлии. Движение больного, доселе лежавшего как пласт, разбудило служителя – он, как бы приподнявшись, провожает кого-то. «Что с тобой? – спрашивает служитель. – Не хочешь ли испить?» – «Нет», – едва тот отвечал, занятый смотрением на отходящего. «Да что с тобой? Скажи, Бога ради?» – «Умру скоро», – сказал больной. «Ну, мы помянем тебя», – говорит послушник. «Да, – сказал больной, – угодник Божий сказал мне это, что будут поминать». – «Да разве ты его видел?» – «Сейчас видел, тут стоял с несколькими монахами, и вот туда пошли. Он много утешил меня, сказал, что странные, скончавшиеся в его больницах, и мужи, и жены, – все приняты им в братию Его обителей. Какое это мне утешение теперь быть приняту в братство обители прп. Сергия!» Через полчаса этот больной скончался.

Сергиева Лавра. 1 ноября 1849 г.


На прошлой неделе скончался в лаврской больнице старичок, свящ. Андрей, живший у нас по старости года три, по паспорту – из Тульской епархии. За три дня предызвещен был ангелом о кончине своей. Ко многим ходил, просил прощения и молитв. Исповедался, приобщился Святых Тайн, соборовался, всю ночь молился, читая акафисты Господу и Пресвятой Его Матери, часто повторял тропарь: «Се, жених грядет в полунощи…». Поутру, после утрени, через три дня увидели его изнемогавшим, предложили перевести в общую больницу, на что сказал: «Через четверть часа меня обещают перевести в вечность!» Так и случилось: осеняя себя крестным знамением, лег на постель, поправил кафтан, сложил на перси руки и отдал душу в руце Господу. Перед утреней при нем бывшему послушнику говорит: «О! Какой прекрасный сад я вижу, какие чудные рощи и цветы!» – «Да где же ты видишь?» – спросил послушник. «Да вот там», – указывая на восток. «Да теперь еще ночь, что можно увидеть?» – повторил послушник. «А я вижу там день, да и какой светлый! О, Господи! Вижу там одного моего знакомого». Послушник говорит: «Да тебе это мечтается». – «Нет, – отвечал, – я не только вижу, но и зовут меня туда». Так и перешел в показанный сад.

О молитве сердечной. Скит. Июнь 1851 г.


Во время пребывания в скиту митр. Филарет пожелал пройти по скиту, когда братия все уже были в келлиях. На пути встретился схимон. Матфей. Владыка спросил: «Как поживаешь, отец Матфей?» – «Плохо, лености много предаюсь, мало молюсь; по слабости зрения не могу читать акафисты». Владыка говорит: «Замени это сердечною молитвою: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного"». Схимонах отвечает: «Давно, батюшка, молитва и во сне не отходит от моего грешного сердца, но, милостью Господа, всегда во мне». Владыка, благословляя старца, сказал: «Довлеет тебе». Так схимонах благочестивым опытом подтвердил сказанное в Песни песней: Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5, 2). Через год последовала кончина старца Матфея, мирная и назидательная.

Получив известие, что схимонах весьма болен, я поспешил навестить его. Обрадовавшись, старец испросил благословения. «Мирен ли ты и нет ли каких смущений мысленных?» – спросил я. «Уповаю на милость Господа Иисуса Христа и имею мир в помыслах». – «О, Матфей, нет ли у тебя денег где-либо или кому-либо отданных на сохранение?» – «Прости, Христа ради, есть, – сказал старец, – вот они на окне в коробочке. В прошлом году ты дал мне рубль на белые хлебы, по немощи моей; от других я ни от кого не принимал, тратя твои деньги; и вот что осталось – возьми, Бога ради. Вчера просил я купить калачик, отдал две копейки; поесть не мог, возьми и отдай кому знаешь». Я взял с окна коробочку, раскрыл и увидел в ней три гроша. Смиренное нестяжание тронуло меня до слез. Побеседовав еще о исходе его мирной души и прося там его молитв о мне, я простился. И он часа через полтора в мире преставился. Выходя из его келлии, коробочку с тремя грошами и подал первому попавшемуся нищему в милостыню о новопреставленном.

Лавра. 13 августа 1863 г.


11-го августа, в 9 ч. вечера, после грома и молнии с юго-запада нашла туча и разразилась градом не менее грецкого ореха, и множество в Лавре выбило стекол: в келлиях настоятельских и наместнических 70, а вообще в Лавре – более 600. Не бывало у нас столь сильного града. Град шел едва ли более трех минут и сменился ливнем. Смотритель больницы успел показать нерастаявшую градину – треугольный осколок немного более полувершка. В средине же его столь отчетливо изображен глаз, что трудно требовать лучшего написания, и глаз открытый, зрачок темноватый, прочее оттенено искусно и правильно округлено; даже можно еще различить ресницы. Но так как на руке он держал градину, то скоро растаяла.


Источник: Антоний Радонежский, прп. Житие, монастырские письма / Сост. – архим. Георгий (Тертышников). – 2-е изд. – СТСЛ, 2015. С. 68-131.




16 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.