К 178-летию со дня рождения С.И. Мамонтова

К 178-летию со дня рождения С.И. Мамонтова

Масштаб и значимость личности С.И. Мамонтова – крупного промышленника, выдающегося деятеля железнодорожного строительства, страстного любителя искусства, основателя первой в России частной оперы, владельца художественных мастерских – были понятны русскому обществу уже при жизни Саввы Ивановича.

Увлеченность искусством не помешала ему развернуться в полную силу и в деловом мире. Благодаря его стараниям были построены Ярославо-Архангельская и Донецко-Мариупольская железные дороги, которые продолжают работать и сейчас. Более 20 лет Мамонтов был бессменным председателем правления Московско-Ярославо-Архангельской железной дороги. При этом Савва Иванович развивал отечественное производство железнодорожной отрасли полного цикла, от производства руды и выплавки чугуна до выпуска паровозов и вагонов. Железные дороги, построенные Мамонтовым, сыграли большую роль в истории нашего отечества в период Первой и Второй мировых войн.

Савва Иванович верил в особую миссию своего дела: развитие сети железных дорог должно было способствовать не только экономическому процветанию, но и культурному подъему. Он заказывал проекты вокзалов выдающимся архитекторам, интерьеры оформляли известные художники, даже обычные служебные постройки отличались особым стилем. Абрамцевская керамика украшает по сей день здания Москвы: гостиницы «Метрополь», «Националь», Ярославский вокзал, Государственную Третьяковскую галерею.

К концу 1890-х гг. Мамонтову удалось создать своеобразный промышленно-транспортный комплекс: Мытищинский вагоностроительный завод, Невский судостроительный и механический завод (производивший паровозы), чугунолитейные и горнорудные предприятия в Иркутской области, лесопромышленные предприятия, домостроительные общества в Москве и Петербурге.

Его привлекали богатства Русского Севера, потенциальные возможности которого он с размахом показал в экспозиции павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке 1896 г.

Савва Иванович обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. В творческое содружество, известное как Абрамцевский (или Мамонтовский) художественный кружок, входили яркие представители русского искусства этого времени: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров и многие другие.

Отечественное искусствоведение признает, что можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 1880-1890-х гг. В.М. Васнецов писал, что «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других», в нем ощущалась «какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих». Савва Иванович был «художником и предпринимателем в одном лице», и всем, что он делал, по словам Станиславского, «тайно руководило искусство». Такого рода деятелей Россия, пожалуй, не знала. Он не был в точном смысле слова ни меценатом, как С.Т. Морозов и Н.П. Рябушинский, ни коллекционером, как П.М. Третьяков и А.П. Бахрушин. «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал», – писал известный художественный критик Я.А. Тугенхольд. Мамонтов довольно приблизительно знал технику изобразительного искусства, мог ошибиться в подлинности картины, однако В.И. Суриков очень ценил мнение Саввы Ивановича и нередко ему первому показывал свои работы. И.Е. Репин же прямо говорил: «Я люблю с ним советоваться. Он очень чуткий человек – артист и умница».

Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября 1841 года в Ялуторовске Тобольской губернии. Четвертый сын купца Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, урожденной Лахтиной. Состоял в родстве со многими известными купеческими семьями России: Алексеевыми, Сапожниковыми, Третьяковыми, Якунчиковыми и т.д.

Детство провел в различных российских городах, где торговал его отец. Образование получил во 2-й московской гимназии, затем с 1854 года в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров. Но в 1857 году Мамонтов покинул институт и продолжил обучение во 2-й московской гимназии. А с 1860 года на юридическом факультете Московского университета.

С 1862 года по желанию отца вел дела семьи в Баку. Несколько лет прожил в Италии, занимаясь пением и изучая историю искусств.

Составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Мамонтову принадлежит заслуга постройки дорог Ярославль-Архангельск и Донецкой каменноугольной железной дороги. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

С 1865 года женат на Елизавете Григорьевне Сапожниковой. Имел пятерых детей. Дочерей: Александру; Веру – замужем за Александром Дмитриевичем Самариным. И сыновей: Сергея – писателя; Андрея – художника; Всеволода. Из первых букв имен детей Мамонтова составляется его имя «Савва».

В 1894 году по приглашению министра С.Ю. Витте принял участие в экспедиции вокруг Кольского полуострова, результатом которой явилось получение концессии на продление железной дороги от Вологды до Архангельска.

В 1870 году С.И. Мамонтов купил усадьбу в Абрамцеве. Из сохранившихся достопримечательностей Абрамцева можно увидеть главный дом, выстроенный в стиле классицизма, постройки В.А. Гартмана и И.П. Ропета, студию-мастерскую, баню «Теремок», сооруженную в русском стиле. Сказочные сюжеты былинной Руси воплотились здесь в особо причудливой форме. В усадебный ансамбль входят церковь работы Васнецова, которая представляет собой куб, возведенный из белого кирпича, с одной главой и небольшой звонницей, и часовня в неорусском стиле. В этой часовне похоронены сам С.И. Мамонтов и его рано умерший сын Андрей.

Окружающий усадьбы парк живописно расположился на горе, возвышающийся на берегу реки Вори. Парк, разбитый в английском стиле, изобилует множеством прудов. В 1883 году в Абрамцеве была построена фантастическая деревянная «Избушка на курьих ножках», она великолепно смотрится на фоне и пейзажного усадебного парка.

Общероссийскую известность и память благодарных потомков Савва Иванович Мамонтов приобрел как меценат, крупный деятель в области русского искусства, театра и музыки. С 1870-х годов вокруг Мамонтова объединяются художники и любители искусства, зимой в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве, а летом - в подмосковном имении Абрамцево. Мамонтов оказывал материальную поддержку художникам, помогал воплотить в жизнь их творческие замыслы. В его имении Абрамцево были организованы мастерские живописи, старинных художественных ремесел (резьба по дереву, керамика, майолика), так называемый «Абрамцевский художественный кружок». В Абрамцеве Савва Иванович предоставлял художникам все условия для творчества. В усадьбе подолгу жили и работали такие художники, как В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.М. Антокольский, В.Д. Поленов, А.Я. Головин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Левитан, Н.А. Римский-Корсаков, а также М.А. Врубель, которого открыл и поддержал Мамонтов (он выстроил специальный павильон для экспонирования двух панно Врубеля «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза», снятых с экспозиции комиссией Академии художеств на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде). Абрамцево при Мамонтове стало очагом возрождения лучших традиций национальной культуры. Здесь было создано большое количество шедевров мировой живописи. Художники прозвали Мамонтова «московским Лоренцо Медичи». В.М. Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

В 1920 году стал историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево».

Савва Иванович занимался скульптурой, увлекался театром. В 1885 году основал на свои средства Московскую частную русскую оперу, которая просуществовала до 1904 года. Именно из Частной оперы вышли многие певцы и композиторы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах, например прославившийся на весь мир Федор Шаляпин.

Также Савва Иванович собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Финансировал журнал «Мир искусства», материально поддерживал строительство в Москве Музея изящных искусств.

В 1899 году Мамонтов разорился. Его обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел полгода. Современники отмечали выдержку Мамонтова в это тяжелое время. В тюрьме он занимался своим любимым делом – скульптурой. Савва Иванович был оправдан, но после суда все его имущество было распродано для погашения долгов.

С 1900 года жил, занимаясь керамикой, на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», изделия которого продавались в Москве и Петербурге и были удостоены золотой медали Всемирной выставки 1900 года в Париже. Умер 6 апреля 1918 года там же. Погребен в Абрамцеве у Спасской церкви.



16 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.