Память прп. Антония Радонежского (Медведева)

Память прп. Антония Радонежского (Медведева)

Преподобный Антоний (в миру Андрей Медведев) родился 6 октября 1792 года в селе Лысково Макарьевского уезда Нижегородского наместничества в семье вольноотпущенного крестьянина, повара князя Е.А. Грузинского. Отец умер, когда ему было четыре года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове. 

Впоследствии князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Андрей обладал прекрасным голосом, пел в церковном хоре. В 1812 году был прикомандирован к Нижегородскому ополчению. Ввиду недостатка врачей получил официальное разрешение на врачебную практику.

Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалевой), с которой он находился в духовном общении, Андрей Медведев решил принять монашество. В подвале дома, где он жил, Андрей облюбовал уголок, куда удалялся, иногда на день и на два, для приучения себя к молитве и собранности духа. По указанию своего небесного покровителя преподобного Андрея Критского, явившегося ему во сне, в 1818 году Андрей Медведев стал послушником в Саровской пустыни. Пробыв в Саровском монастыре около полутора лет, он поступил в Высокогорскую пустынь, находившуюся примерно в четырех верстах от Арзамаса. Вначале на него была возложена обязанность пономаря. Кроме того, он занимался врачеванием, и многие обращались к нему за медицинской помощью. 

27 июня 1822 года Андрей Медведев был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля того же года епископ Нижегородский Моисей рукоположил его во иеродиакона, а 22 июля — во иеромонаха. После того как преподобный Серафим Саровский разрешил свой обет молчания, отец Антоний пользовался его советами и наставлениями. В 1824 году, совершая паломничество к киевским святыням, иеромонах Антоний посетил Троице-Сергиеву Лавру, а в первопрестольной столице был представлен архиепископу Московскому Филарету (Дроздову). Знакомство с иеромонахом Антонием, по словам святителя, произвело на него сильное впечатление.  

9 июля 1826 года епископ Нижегородский Мефодий назначил отца Антония строителем Высокогорской пустыни и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. При вступлении Антония в должность строителя Высокогорской пустыни в ней было двадцать человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру в 1831 году — девяносто. В сентябре 1826 года епископ Нижегородский Афанасий (Протопопов) возложил на отца Антония набедренник, в 1829 году — палицу.

В это время еще был жив наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Федоров), и не было речи о замещении его должности. Но преподобный Серафим за два месяца до его кончины предсказал назначение отца Антония в Троице-Сергиеву обитель. В понедельник первой недели Великого поста отец Антоний получил от митрополита Московского Филарета (Дроздова) письмо, к которому прилагался конверт, адресованный епископу Нижегородскому Афанасию. Митрополит Филарет предлагал отцу Антонию занять должность наместника Троице-Сергиевой Лавры, ставшую вакантной после кончины отца Афанасия, а Нижегородского владыку просил как можно скорее освободить будущего наместника Лавры от должности строителя Высокогорской пустыни и отправить его в Москву.


15 марта 1831 года в церкви Преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве отец Антоний был возведен в сан архимандрита. 19 марта он прибыл в Троице-Сергиеву Лавру. Не без страха и смущения отправлялся отец Антоний к новому месту служения. Но скоро он освоился с обязанностями наместника Лавры. Более 46 лет архимандрит Антоний бессменно управлял обителью преподобного Сергия.

Отец Антоний снискал любовь и уважение богомольцев заботой о благолепии Лавры, торжественностью совершаемых им богослужений. Заботами наместника были пошиты священнические и диаконские облачения из парчи, бархата, глазета в таком количестве, что до сорока священников могли одновременно выходить на службу в одинаковых ризах. За редкими исключениями отец Антоний присутствовал при всех богослужениях, в какой бы час суток они ни совершались. Большей частью он и сам принимал участие в совершении церковных служб. Совершая литургию, отец Антоний всегда надевал серебряный медальон с частицами мощей святых угодников Божиих.

Господь являл ему знаки Своего благоволения. Во время великого освящения воды в праздник Богоявления, когда отец Антоний, читая молитву, произнес слова «Тебе поет солнце. Тебя славит луна», на его лицо упал луч солнца. Однажды, причащая братию, архимандрит Антоний видел, как два инока-старца, со страхом приступившие к чаше со святыми Тайнами, причастились из нее небесного огня.


Отец Антоний обладал даром прозорливости. В этом имел случай убедиться при печальных обстоятельствах своей жизни граф М.В. Толстой, известный духовный писатель.  

Много потрудился архимандрит Антоний для благоустройства лаврских храмов. До его прихода в обитель в Лавре были только две теплые церкви — трапезная Сергиевская и больничная во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В Троицком соборе на чугунный пол зимой настилали сено, чтобы ногам было не очень холодно. Архимандрит Антоний сделал теплыми Троицкий собор. Никоновскую церковь, Духовскую и Смоленскую, и число богомольцев в зимнее время заметно умножилось. В новом корпусе монашеских келий была устроена Варваринская церковь. Серапионова палата, служившая складом облачения и различного имущества, была приведена в благолепный вид.

В душе отца Антония сочетались два стремления: к созерцательной жизни и к общественной, благотворительной деятельности. С самого переезда своего в Лавру он старался оказывать вспомоществование нуждающимся. Заботами отца Антония было организовано постоянное кормление странников на особо предназначенную для этого сумму. До его приезда в Лавру монастырские строения были в крайне плачевном состоянии. Ограда и башни, практически неиспользуемые, пришли в негодность. Отец Антоний позаботился об их восстановлении. Пятницкая башня стала приютом для бедных сирот, где детей учили чтению, письму и закону Божию. Впоследствии на двух этажах этой башни соорудили келии для странствующих иноков, а ученики были переведены в другую башню. Сто бедных сирот жили и учились на полном содержании монастыря, а еще сто приходили учиться и обедать, но жили у родителей. В 1861 году училище и общежитие были переведены в лаврский Дом призрения, устроенный при архимандрите Антонии. В северной, южной, западной и частично восточной стенах были оборудованы помещения, где мальчики-сироты обучались различным ремеслам.

Отец Антоний признал необходимым завести в монастыре иконописную мастерскую, для которой построили особые светлые и обширные залы. Когда мастерская начала действовать, отец Антоний пожелал устроить в монастыре школу иконописания. В северо-западной башне была обустроена литографическая мастерская, где изготавливались литографии с видами Лавры, репродукции икон и других священных предметов. В верхнем этаже этой башни действовала мастерская, где вырезали миниатюрные образки из кипариса и кости. В тогдашнем Донском (ныне Варваринском) корпусе из братских келий была устроена странноприимная мужская больница, в которой безвозмездно лечили паломников. Вне Лавры оборудовали женскую больницу и богадельню. По принятии на лечение больных сначала исповедовали и причащали Святых Тайн. При обеих больницах существовали домовые церкви, которые могли посещать выздоравливающие. Первого числа каждого месяца больных исповедовали и причащали Святых Тайн.

Отец наместник заботился и о помощи заключенным. Попечительный о тюрьмах комитет в Сергиевом Посаде облегчал их участь преимущественно благодаря пожертвованиям архимандрита Антония. Не менее 70 тысяч рублей истратил отец наместник на строительство нового здания городской тюрьмы, в котором условия содержания были лучше, чем в старом. При тюрьме была оборудована церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Отец Антоний помогал и частным лицам. Собственные средства его были невелики, но многие, зная о склонности наместника к благотворительности, давали в его распоряжение значительные суммы. Очевидцы рассказывали, что отец Антоний всегда ходил с кошельком, полным мелких серебряных монет, и оделял ими встречающихся просителей. 

При всем значении внешней благотворительности архимандрита еще более важное место в его деятельности занимало духовное попечение о братии монастыря и обо всех, кто обращался к нему за советом и руководством. Учитель благочестия, он способствовал врачеванию греховных болезней, укреплению мужества в искушениях, утешению скорбящих и при личном общении, и через переписку. Твердо смиряя непокорных, отец Антоний всегда был снисходителен к раскаявшимся. По завету преподобного Серафима, он старался не бранить, а исправлять провинившихся, стремясь представить перед исправляемым красоту добродетели и безобразие порока.

Желающим вступить в жизнь иноческую отец наместник говорил: «Иночество есть крестоношение, есть жизнь, подражательная Самому Иисусу Христу. Его любовию делается это чудо, что и в капле воды блестят лучи Его солнца, и капля светит и светится. Тою же любовию совершается богоподражательность иноческая: в немощном — Сильному, в грешнике — Богу». «Люби находить Бога в себе, в своем сердце, люби созерцать Его в природе, в красотах небесных, — писал отец Антоний своей духовной дочери. — Мудрствуй о Нем выше облаков и солнца. Падай пред Ним и взывай: „Отец мой! Помилуй мя!“ И как после света молнии облака разрешаются дождем, так чувства твои прольют теплые и отрадные слезы».

Отец Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия (Величковского), содействовал изданию первого жизнеописания преподобного Серафима Саровского, помогал насельникам Оптиной пустыни в издании полезных для иночества книг. По поручению митрополита он просматривал переводы трудов преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника, когда шла подготовка к публикации их творений в Московской духовной академии. Митрополит Филарет избрал архимандрита Антония своим духовным отцом и нередко посылал к нему людей, нуждающихся в назидании и утешении. Как человеку, опытному в духовной жизни, святитель посылал ему для проверки некоторые из своих проповедей. Из переписки митрополита Филарета видно, что святитель не принимал ни одного важного решения как в управлении епархией, так и в государственных делах без согласования с отцом Антонием.

Наместник Лавры с пристальным вниманием следил за явлениями ее духовной жизни, свидетельством чему стали «Монастырские письма», собранные и отчасти написанные отцом Антонием в 30-х и 40-х годах XIX века. Во многих из них описаны случаи чудесных исцелений. Этот сборник, выпущенный по благословению митрополита Филарета, выдержал несколько изданий и вошел в круг любимого чтения верующего народа. По смирению отец наместник нигде в книге не упомянул своего имени.

Временами архимандрит Антоний тяготился заботами, связанными с управлением монастырем, он ощущал потребность в уединении и даже подумывал о том, не оставить ли ему служение наместника и не удалиться ли в тихий монастырь. Поскольку это не представлялось возможным, у Антония родилась мысль основать скит, в котором были бы созданы условия для безмолвия. От современников митрополита Платона (Левшина) он слышал рассказы о том, что излюбленным местом пребывания владыки была Корбуха (восточная окрестность Сергиева Посада), где еще при митрополите Платоне был устроен летний дворец для посещавших Лавру царственных особ. Позднее Корбуха служила летней дачей для «скромного отдохновения наставников и учеников Духовного училища». В одной из собственноручных записок архимандрита Антония говорилось, что в 1841 году ему было явление святого исповедника Харитона, «обещавшего благословение Божие на место и труд для жительства пустынников».

Там и был создан Гефсиманский скит. Старожилы говорили о пророчестве митрополита Платона, указывавшего, что месту сему назначается послужить доброй нивой для ищущих спасения. В уставе и устроении Гефсиманского скита архимандриту Антонию хотелось собрать все лучшее, что он знал о других монастырях. Он часто удалялся в скит для молитвы и духовного созерцания и даже выкопал там себе пещеру. В то же время он считал, что «пустыня везде, где обитает безмолвие ума, утешение страстей, безмятежность души, смирение сердца, где не угасает светильник молитв, где общение человека с Богом не нарушается никакими плотскими помыслами, где огонь любви горит тихим пламенем, до небес досягающим. Пустыня там, где Христос и Его благодать, где Его освящение. Все дело не в месте, а в нас, в нашем внутреннем устроении».

Отец Антоний, не щадя сил, отдавал себя церковному служению. Он ходил в церковь до последней возможности, потом его стали туда приносить.

В 1856 году исполнилось четверть века с того дня, как отец Антоний был назначен на должность наместника Лавры. В ознаменование памятной даты отец Антоний был удостоен права ношения панагии. Тремя годами позже Святейший Синод присвоил ему степень первоклассного архимандрита.


Тяжелым ударом для отца Антония послужила кончина в 1867 году митрополита Филарета, в котором он видел не только духовного отца, но и старца. Окружающие заметили, что после смерти владыки у наместника Лавры не стало прежней бодрости духа, которая составляла отличительную черту его натуры. В 1873 году он перенес инсульт, после которого заметно ослабел. Не только ходить, но и сидеть ему стало тяжело. Физические страдания отец Антоний переносил благодушно, но нередко со слезами говорил о том, что не имеет сил к долгому вниманию в молитве. Несколько успокоило его явление митрополита Филарета. Святитель приблизился к нему, лежавшему на одре болезни, и спросил: «Тяжело тебе?» — «Тяжело, владыка святый», — ответил отец Антоний. «Читай пять раз „Христос воскресе...“и один раз „Отче наш“», — сказал святитель и стал невидим.

Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) благословил устроить домовую церковь при келии архимандрита, где он изредка совершал литургию. Управление Лаврой было передано Учрежденному собору. К отцу Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.

В 1876 году, после начала войны с Турцией, архимандрит Антоний у мощей преподобного Сергия благословил Великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал в Лавре государя Александра II и августейшую семью.

12 мая 1877 года архимандрит Антоний преставился ко Господу. Примечательно, что его кончина пришлась на день памяти преподобного Дионисия Радонежского, управлявшего Троицким монастырем в Смутное время. Отец Антоний, как и митрополит Филарет, скончался на 85-м году жизни. Он завещал похоронить себя как простого монаха, для чего приготовил всю необходимую одежду. На его прошении о порядке погребения митрополит Иннокентий начертал: «Исполнить по сему неотменно». Согласно его завещанию архимандрит Антоний был погребен в Троице-Сергиевой Лавре в южном приделе Свято-Духовской церкви, освященном в честь праведного Филарета Милостивого, рядом с митрополитом Филаретом.


Архимандрит Антоний пользовался в народе огромным авторитетом. Его считали одним из самых замечательных представителей монашества своего времени. Во многих домах портрет архимандрита Антония висел рядом с портретом митрополита Филарета (Дроздова). Знали отца Антония не только в России, но и за границей — как на Востоке, так и на Западе. В книге профессора прот. Александра Горского «Историческое описание Свято-Троице-Сергиевой Лавры» имя отца Антония помещено в списке замечательных лиц духовного звания, погребенных в Лавре преподобного Сергия.

Известны случаи посмертных чудес преподобного Антония. В 1998 году архимандрит Антоний (Медведев) был причислен к лику местночтимых святых. Торжество прославления возглавил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Ко времени канонизации честные останки преподобного Антония были обретены и помещены в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.

Память преподобного Антония Радонежского совершается 25 мая и 16 октября, а также в Соборе  Радонежских святых 19 июля. 


Тропарь преподобному Антонию Радонежскому, глас 3

Во́лю Бо́жию в жи́тий твое́м взыску́я,/ предрече́ние преподо́бнаго Серафи́ма/ и Небе́сное призва́ние чрез святи́теля Филаре́та/ на служе́ние в Ла́вру вели́кую прия́л еси́./ И́стинный храни́тель заве́тов а́ввы Се́ргия быв,/ и́ноков наста́вник богому́дрый/ и Ла́вры благоукраси́тель иску́сный яви́лся еси́./ Ны́не же, предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,/ преподо́бне о́тче Анто́ние,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобному Антонию Радонежскому, глас 2

Вы́шних жела́я улучи́ти, блаже́нне,/ от ю́ности Христу́ после́довал еси́,/ по́двигом и нра́вом святы́х оте́ц ревну́я,/ благода́ть ду́ха ми́рна стяжа́л еси́./ Сего́ ра́ди мно́жеству и́ноков/ и всем притека́ющим к тебе́/ ми́лостивый оте́ц яви́лся еси́./ Те́мже с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, Анто́ние,// Ла́вры Се́ргиевы похвале́ и Це́ркве Росси́йския украше́ние.

Молитва преподобному Антонию Радонежскому

О преподо́бне о́тче Анто́ние, вели́каго а́ввы Се́ргия досто́йный прее́мниче, наставле́ний преподо́бнаго Серафи́ма исполни́телю, святи́теля Филаре́та дру́же и сотаи́нниче, и́ноков и всех ревни́телей благоче́стия учи́телю!

Моли́ всеми́лостиваго Христа́ Бо́га на́шего и Его́ Пречи́стую Ма́терь Це́ркви и Оте́честву на́шему в ми́ре и тишине́ пребыва́ти, оби́тели Се́ргиевой, иде́же прославля́ется вели́кое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, непоколебимой сохрани́тися, учи́лищу духо́вному, в ней пребыва́ющему, в правосла́вней ве́ре утверди́тися.

Испроси́ нам моли́твами твои́ми у Пресвяты́я Тро́ицы благода́ть во́лю Бо́жию взыска́ти и исполня́ти, житие́ в по́двизех покая́ния провожда́ти, ско́рби, боле́зни и искуше́ния с благодаре́нием терпе́ти, дух ми́рен стяжа́ти и иска́ти пре́жде Ца́рствия Бо́жия, в не́мже ты прославля́еши со все́ми святы́ми Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.



16 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.