О прощении обид. Преподобномученик Кронид (Любимов)


Отчего мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Думаю, от невнимания к цене прощения. У нас уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как ущерб от обиды представляется чересчур очевидным. Из самолюбивого сердца выходит помышление: из-за чего прощать? Мы и не прощаем. А надобно в минуты обидчивости восстановить в уме и сердце своем  обетование за прощение, несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только в силах причинить человеку обида, – тогда, какая бы ни встретилась обида, из сердца выйдет воодушевление: есть из-за чего простить. И мы простим.

Простим – и прощены будем, простим еще – и еще прощены будем и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях Божия милосердия и любви. Есть ли в чем искать нам прощения? О, есть и как еще есть! Поспешим же прощать, чтобы прощеными быть, и это тем удобнее, что то, что мы простим, ничтожно, а в чем мы прощены будем, так ценно, что и в сравнение с тем идти не может.

В притче евангельской наши грехи против Бога оценены тьмою талантов, а грехи других против нас – сотней динариев (см. Мф. 18, 23-35), это по нашему счету выходит: то – с тысячу рублей, а это – в одну копейку. На копейку приобретаем тысячу рублей. Да помилуйте, если б в житейском быту открылась какая-либо возможность сделать такое приобретение, сквозь толпу и не протолкаться бы! Никакое самое рассчитанное приобретение на земле не может быть таким верным, как обетование Господне, и никакая оценка земных вещей не может быть такой точной, как сравнительная оценка грехов наших и причиняемых нам обид, потому что она определена Самим Богом правды.

Так помяни же грехи, в которых ты прощен или ищешь прощения, и если не из благодарности за полученную милость, то в несомненной надежде получить ее прощай отверстым сердцем. Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтобы он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего – взойдешь и к высшему. Первая степень необидчивости и прощения есть молчание. С этого и начинай: когда обидят тебя – промолчи, подражая пророку Давиду, который говорил: «Смятохся и не глаголах» (Пс. 76, 5). Сделай так один раз, и в другой уже промолчишь легче, и чем чаще будешь промалчивать, тем с меньшим смущением будешь встречать обиды. Утвердившееся несмущение принесет покой, а покой переродится в мир. Тогда будешь перед обидами, что твердая стена под ударами песчинок, возметаемых ветром. А не начнешь себя одолевать – все более будешь раздражаться и дойдешь до того, что всякая малость станет выводить тебя из себя.

Частое прощение обид не только сообщает легкость в прощении и навык к тому, но развивает даже жажду обид Господа ради, при которой ударенный в ланиту подставляет другую и принужденный идти одно поприще идет два. Это высота, которая кажется для нас недосягаемой, но на которую начавший как следует прощать восходит легко, натурально, без особенных напряжений.

Прощение обид есть добродетель самая привлекательная, тотчас приносящая за себя награду в сердце. И обратно, когда мы не хотим переносить обид, проявляем гнев и злобу против ближнего своего, тогда, несмотря на всю нашу бдительность и осторожность, беды то и дело постигают нас. Положительно на это ответить, конечно, трудно, ибо есть бесчисленное количество причин, которые порождают беды. Но все-таки мы со своей стороны скажем. что одну из причин, навлекающую беды на нас, составляют иногда и наши гнев и злоба на ближнего.  Вы скажете: «Из чего это видно?» На это отвечу вам, что примеры показывают, что, когда люди злоблись на ближнего, беды их постигали, когда же примирялись с ближними, тогда беды оставляли их и к ним возвращалось спокойствие. 

Так-то, други мои, когда себя преодолеешь, обиду простишь врагу своему да еще помолишься за обидевшего, как на душе сделается легко, точно камень самый тяжелый свалится с нее! Кто из нас и на себе и на других не испытывал этого благого действия христианского всепрощения, снисходительности и любви к ненавидящим? Бойтесь вражды, как геенского огня, не скрывайте в сердце злобы непримиримой к своему врагу. Ах, как пагубна она! Скольких сгубила, скольким заградила вход в Царство Небесное! Ввиду хотя бы ради того, чтобы от бед избавиться, выкидывайте злость из сердец ваших и помните, что иначе от них не избавитесь. И это справедливо, ибо может ли Бог благосклонно взирать на человека, злобу питающего? Станет ли оказывать ему Свои милости, помощь и благословения? Конечно, нет, потому что суд без милости, как говорит апостол,  не сотворшему милости (Иак. 2, 13).

А без помощи Божией что же мы можем? Без сомнения, в пучину бед впадем и избавления от них не найдем (см. Пс. 103, 29). Итак, злобы бегайте, вместо нее мира и любви к ближним держитесь. Потому, что они средства от бед избавляющие, счастье возвращающие и милости Божии к нам привлекающие.


Источник: Прмч. Кронид (Любимов), архим. Беседы, проповеди, рассказы. – СТСЛ, 2001. С. 99-101.




26 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.