Проповедь о причащении Святых Христовых Таин. Архимандрит Илия (Рейзмир)


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Кто достойно причащается Святых Таин, тот получает совершенное избавление от всех грехов своих, тот может исцелиться от всяких болезней. Кто достойно причащается Святых Таин, тот получает начало освящения души своей, становится наследником жизни вечной, соединяется крепкими узами с Иисусом Христом, так что он пребывает в Иисусе Христе, а Христос – в нем. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6, 56), – сказал Спаситель. Вот какое сокровище, какое счастье имеем мы, православные христиане, в руках своих, именно в руках наших, потому что никто не возбраняет и не запрещает, когда угодно приходить с чистой совестью, достойно принимать Тело и Кровь Христовы.

Поэтому безрассудно поступают те из нас, кто не хочет подготовиться и отказывается принимать Святые Тайны. Они не знают и не понимают, что своим небрежением и отказом не только лишают себя благодати, но еще и оскорбляют Спасителя нашего Иисуса Христа. Некогда скажет Господь этим людям: «Я за вас страдал, пролил кровь Свою, искупил вас и давал вам Чашу жизни и бессмертия, но вы, неблагодарные, вы не хотели пить из нее, вы как будто издевались надо Мной своим небрежением. Отойдите от Меня, Я не знаю вас, вы не Мои». Как ужасно будет слышать это!

Многие говорят: «Нет, мы не пренебрегаем святым Таинством, но мы недостойны приступать к нему потому, что великие грешники». И действительно, страшно приступать к Святым Тайнам недостойному человеку, потому что, кто недостойно причащается, тот в осуждение свое причащается; он, как Иуда, является предателем Христа Спасителя. Но если судить строго, то какой человек достоин причастия честнейшего тела и крови Христовых? Даже такие великие и святые люди, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, сами признаются, что недостойно ядят Тело Христово и пиют Кровь Его. Но для того-то и оставил нам Спаситель Свое Тело и Кровь Свою, чтобы мы, слабые, могли укрепляться этой бессмертной пищей, принимая ее после тщательного приготовления и испытания себя.

Чтобы достойно принять Святые Тайны Христовы, необходимо приготовить себя говением и чистосердечной исповедью. Надо искренно покаяться во всех своих грехах, явных и тайных, делах, словах и помышлениях, исповедать их Господу Богу через Его свидетеля – духовника. Без исповеди причащаться нельзя. Чтобы достойно причаститься, необходимо иметь детскую, простосердечную и глубокую веру, что мы принимаем под видом хлеба и вина самое Пречистое Тело и самую пречистую Кровь Спасителя, что мы принимаем Самого Господа в свое сердце и становимся с Ним одной плотью и кровью. Ибо в этой частице Тела и Крови Христовых, которую мы принимаем, обитает Иисус Христос, как душа в теле.

Далее требуется от нас совершенное, непоколебимое упование на милосердие Спасителя, что Он, как божественным огнем, попалит и очистит Кровию Своею все наши грехи. Поэтому всякий из нас, смиренно сознавая свое недостоинство принять Божественные Тайны, да предаст себя совершенно милосердию Господа, чтобы Он Сам Своею благодатью сделал нас достойными этих Таинств. Каждый будь благонадежен, никто не колеблись, не малодушествуй, не унывай, представляя свое недостоинство, свою греховность. От Святой Чаши подается всем милость Владыки и великое прощение и очищение грехов. Только веруйте, и уповайте, и искренно покайтесь.

Нам необходимо также иметь великую, горячую, ангельскую любовь к Спасителю; на любовь Господа каждый из нас должен отвечать любовью. Ибо великое благодеяние и любовь оказал нам Господь Бог, воплотившись для нас, пострадав, умерев и воскреснув, дав нам в пищу и питие Свое Божественное Тело и Кровь Свою, через которые соединяет нас с Собою, чтобы сообщить нам святость Свою, мир, радость, Свои Божественные вечную жизнь и блаженство, ибо с грехами, со страстями никто не сможет быть в раю, но ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, говорит Господь, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54).

Чтобы достойно принять Святые Тайны, нам необходимо сердечное изменение. До сего дня многие из нас любили грех, волею или неволею предавались греху; теперь постараемся всеми силами возненавидеть его, ибо грех – порождение диавола, противление Богу, постараемся все измениться в самой глубине души. Мы вкушаем Тело и Кровь Божественного Агнца, кроткого и незлобивого Господа нашего Иисуса Христа. Будем же и мы агнцами кроткими, незлобивыми, терпеливыми, покорными воле Божией, Святой Церкви, ее пастырям, родителям, начальникам и старшим.

Мы принимаем Спасителя, а Он весь любовь, и Ему противны вражда и злоба. Они являются препятствием к принятию Святых Таин, и никакие молитвы, никакой пост – словом, никакие приготовления не могут уничтожить это препятствие. Постараемся же и мы жить во взаимной любви, прощать обиды друг другу, не воздавать злом за зло или досаждением за досаждение. Мы приступаем ко Господу, Царю Небесному, к небесам всегда нас ведущему, постараемся иметь страх Божий, благоговение, станем помышлять о горнем. Оставим пристрастие к земному, тленному, а возлюбим Горнее Отечество, где Божия Матерь и все святые, куда все мы должны стремиться. Оставим всю нечистоту и страсти греховные. Каждый из нас пусть изменится к лучшему, исправится; пусть каждый принесет благий плод добрых дел Господу, сотворит плоды, достойные покаяния. Господи! Сам Ты нас измени, Сам обнови!

Наконец, дорогие братия и сестры, после причащения для сохранения нами этого небесного дара необходимо всею душою возблагодарить Господа за то, что Он не отверг нас, несмотря на наше недостоинство, сподобил Святых Своих Таин. А самое главное, постараемся переменить жизнь свою к лучшему, чтобы удержать этого Божественного Гостя. Будем хранить внимание к себе, своим помыслам, своему сердцу, ко всем нашим чувствам и склонностям, будем обуздывать греховные пожелания и стремления, а также воздерживаться в пище и питии; воздерживаться от празднословия, сквернословия, лжи – словом, всякий береги себя от всего, что противно Христу, Спасу душ наших. Положим за правило каждое утро и вечер вспоминать, что мы христиане, что мы дали обещание жить, как жил Христос Спаситель. Чаще обращаться с сердечной, умиленной молитвой к Господу, что необходимо для спасения. С этого начинали свое спасение все святые.

Ради Бога, создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего Кровь Свою за нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради Царствия Небесного постараемся употребить все усилия и усердие наше, чтобы говение не было напрасно или во грех, чтобы получить пользу духовную, постараемся правильно исповедоваться и достойным образом приобщаться Святого Тела и Крови Христовых, и тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа будут с нами! Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 103-106.




26 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.