Архимандрит Илия (Рейзмир). Как лучше провести праздничный день

Однажды Господь наш Иисус Хрис­тос в день субботний учил в синагоге. Там находилась в числе бого­мольцев одна несчастная женщина, которую злой дух связал тяжким неизлечимым недугом: она была скорчена и никак не могла выпря­миться. Можно думать, что она с мольбой взирала на великого Чу­дотворца, потому Господь и позвал ее к Себе, возложил на нее Свои руки и сказал: «Женщина, ты освобождаешься от недуга твое­го...», – и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13, 12-13). 

Такое чу­десное благодеяние Спасителя, оказанное многолетней страдалице, должно было бы внушить всем, кто был свидетелем этого чуда, глу­бокое благоговение к Благодетелю, особенно должны бы, кажется, понимать это иудейские книжники, ведь они были учителями народа. Но вот они-то и возмутились лицемерным негодованием на Господа за то именно, что Он совершил чудо в субботу: по их понятию, в этот день нельзя было касаться никакого дела, хотя и самого доброго. Они не посмели высказать свой упрек прямо Иисусу Христу, может быть, совесть не позволяла им сделать этого или же просто боялись Его Божественного обличения. Однако же начальник синагоги не утерпел, чтобы не сделать выговор всему народу, который собрался в синагогу. «Шесть дней есть, – сказал он, – в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13, 14). 

Такое тупоумие и лукавство лицемера не могли остаться без строгого обличения, и Господь сказал ему: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 15-16). Нечего было сказать против такого сильного обличения, и враги Христовы должны были замолчать.

Какой поучительный урок заключается и для нас в этих словах Спасителя нашего! Он учит нас, что не только можно, но и должно делать добрые дела в праздничные дни, что праздники не для того установлены, чтобы проводить их в совершенном без­действии и праздности, как проводили и теперь проводят их иудеи. Именно в праздники-то, как в дни Божии, и следует как можно больше делать добра во славу Божию.

Как же лучше провести праздничный день? Нехорошо делать худое в будничные дни, еще хуже того делать худое в праздники: как церковь есть дом, предназначенный для служения Богу, так точно и праздник есть время, предназначенное Богу. Если и работать в празд­ники грешно потому только, что это мешает нам служить Господу Богу, то как же не грешно проводить время в пьянстве да в гулянии? Некоторые спросят: «Что же делать в праздники, когда и работать грех, и гулять грех? Неужели все время молиться? Ведь день-то большой: чем его наполнить?» О, Господи! Чего только леность не скажет! Нам говорят: «Молись Богу в будни». Они тотчас с отве­том: «В будни совсем мало времени для молитвы, всё работа да ра­бота!» Нам говорят: «Ну молись же Богу в праздники», – а тут как тут с ответом: «В праздники уж очень много времени для молитвы: день длинный, одной молитвой его не наполнишь...» То очень мало, то очень много – всё беда!

Вот как нам велят проводить праздничное время Священное Писание и наши духовные пастыри. Проснешься утром пораньше с благоговением Божиим и, умывшись, тотчас стань на молитву. По­благодари Господа за все Его милости, какие ты получил от Него в прошедшую неделю, а в особенности моли Его, чтобы Он сохра­нил тебя от соблазнов в настоящий праздничный день. Вместе с то­бой пусть молится и семья твоя, и родные твои. Если ты свободен от служебных обязанностей, то непременно иди в храм Божий со всеми детками твоими. Возьми с собой, по возможности, денег от трудов твоих праведных на свечку Богу, просфору, на украшение святого храма и для нищей братии. 

Возвратившись домой после обедни, спрашивай своих детей, что было читано из Евангелия и Апостола. Когда они расскажут тебе, с молитвой садись за чай или обед. Пос­ле обеда часок-другой не грешно отдохнуть, потом можешь прой­тись к своим родным, и если есть больные или сироты бездомные, то лучше навести их и дай кому лекарство, кому совет, кому утеше­ние – кому что дать, Господь положит на сердце. 

Потом дома читай жития святых с детьми и особенно житие того угодника Божия, память которого празднует в этот день Церковь. И таким образом незаметно пройдет у вас время до вечера. И, наконец, после ужина преклони колена вместе с родными твоими пред ликом Спасителя и Божией Матери с усердной благодарной молитвой и ложись отды­хать. И на душе у тебя будет весело-весело, потому что в этот день ты и Господу послужил, и бедным помог, да и отдохнул от ежеднев­ных житейских работ. 

Утром после праздника у тебя и голова све­жа, и силы крепки, и душа весела, и совесть спокойна. Так смотри же, как полезно для нас почитать святые праздники! Если будем от всей души и сердца хранить святые и праздничные дни, то милость Божия всегда будет над нами, и в будущем унаследуем Царство Не­бесное и вечную блаженную жизнь.

Источник: Архим. Илия (Рейзмир). Проповеди. – СТСЛ, 2014.


8 декабря 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.