Троице-Сергиев монастырь в истории Русской Церкви и государства в XV-XVI вв.


Дело прп. Сергия после его кончины продолжили преемники. Основанный им монастырь стал местом массового паломничества особенно с открытием его святых мощей. Здесь, у гробницы Преподобного, стали искать русские люди духовной опоры и благословения свыше на свою деятельность. 

С XV в. начался новый период истории Троице-Сергиева монастыря. С этого времени он сильно изменился. Деревянные небольшие храмы сменяются величественными соборами. Вместо деревянного тына выстраивается неприступная каменная стена. С 1561 г. настоятели обители получают сан архимандрита. Внешний рост Троицкой обители был следствием ее важного религиозно-нравственного, просветительского и государственного значения. Высокое значение монастыря поддерживалось святостью жизни и трудами на благо Церкви и Отечества преемников Сергия, воспринявших его высокопатриотический дух. 

Заветы Радонежского игумена «держаться Москвы» глубоко укоренились в сознании его сподвижников и последователей. Троицкий монастырь стал оплотом Москвы и ревностно защищал ее интересы. Силой своего нравственного авторитета и средствами церковного воздействия Троицкая обитель в лице своих игуменов и иноков принимала активное участие во всех делах, направленных к возвышению Москвы. Белокаменный Троицкий собор монастыря служил «крещальной купелью» нескольким поколениям наследников Московского престола. Здесь был крещен Василий III (1489), его сын Иоанн IV (1530), который, в свою очередь, крестил здесь своих сыновей. Вся последующая история Троице-Сергиева монастыря тесно переплетается с историей Московского государства, и многие важные события из жизни русского народа нашли свое отражение в жизни святой обители. 

Во время длительной напряженной борьбы между Василием Косым и Дмитрием Шемякой посредником в их примирении в 1441 г. выступил Троицкий игумен Зиновий, который уговорил князей в святой обители целовать крест и не мыслить друг на друга вражды. 

Однако когда через 5 лет Василий II отправился в Троицкий монастырь, Шемяка и Можайский князь Иоанн овладели Москвой и отправились к Троице с целью захватить там великого князя. 


Узнав о приближении врагов, Василий II закрылся в Троицком соборе и стал оттуда умолять их. Затем он взял икону с гроба св. Сергия, вышел к князю Иоанну. Но всё было напрасно. Сторонники Шемяки схватили Василия Васильевича, отвезли в Москву и там ослепили его (поэтому Василий II вошел в историю под именем Василия Темного), затем сослали в Углич. Дети великого князя Иоанн и Юрий были спрятаны игуменом Досифеем в Троицкой обители.

В 1446 г. Василий II вновь вступил в Москву, и вскоре преподобный Мартиниан был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря.


Он занимал эту должность восемь лет, являясь одновременно духовником великого князя и его главным советником. 

В Троице-Сергиевой Лавре хранится вышитая великой княгиней Московской Софьей в 1498 г. церковная пелена – образец художественного шитья XV в. 


Ее супруг великий князь Московский Иоанн III, готовясь к историческому делу свержения татарского ига, долго молился летом 1480 г. в Троицкой обители духовному организатору Куликовской победы прп. Сергию. Затем он выступил во главе русского войска и встретил у реки Оки татар, которые, не решаясь перейти Оку, подошли к правому берегу реки Угры, левый приток Оки. Но и здесь при виде многочисленной московской рати татары не стали вступать в битву.

В деле освобождения русского народа от татарского ига русское духовенство принимало самое активное участие. Здесь особенно проявилась патриотическая деятельность Ростовского архиепископа Вассиана (Рыло). Ученик прп. Пафнутия Боровского, Вассиан первые наставления получил от ученика прп. Сергия Радонежского Никиты. С 1454 по 1466 гг. он состоял игуменом Троице-Сергиева монастыря.

11 ноября 1480 г. историческое «стояние на Угре» завершилось, хан Ахмат отошел. Так закончилось татарское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия.

Игумен Троице-Сергиева монастыря Паисий Ярославов управлял обителью с 1479 г. по 1482 г. Он вместе с архиепископом Вассианом крестил сына Иоанна III Василия. Затем Паисий крестил и второго сына Иоаннова Георгия. Он также участвовал в примирении великого князя Иоанна с младшими братьями Андреем и Борисом.

Настоятели Троице-Сергиевой обители известны своей деятельностью на благо Святой Церкви и земного Отечества. Многие из них, пребывая в монашеском подвиге, заботились о благоустройстве монастыря, христианском просвещении народа и его благополучии. 

В XVI в. в Троице-Сергиевом монастыре сменилось двадцать девять настоятелей, а из числа троицких иноков в этом же столетии вышло одиннадцать архиереев Русской Церкви, в том числе три Московских митрополита: Симон, Иоасаф и Кирилл. Настоятели Троицкой обители участвовали в церковных Соборах 1503, 1551, 1572, 1580 и 1584 гг. В связи с возросшим авторитетом Троицкий монастырь с 1561 г. стал возглавляться архимандритом. Первым в этот сан был возведен настоятель монастыря Елевферий. Причем Троицкий архимандрит считался первым среди всех других архимандритов Русской Церкви.

Митрополит Московский Симон, ранее Троицкий игумен, управлял монастырем 5 лет (1490-1495). Он известен как защитник православной веры; при нем состоялся Собор, осудивший ересь жидовствующих. 

Почти все Троицкие игумены были достойными преемниками аввы Сергия. Они не только заботились о благоустройстве своей обители, но и силой своего нравственного авторитета влияли на жизнь русского общества. Так, про игумена Серапиона I (1495-1505) известно, что только благодаря его заступничеству была спасена жизнь трех московских боярынь, которых Иоанн III подверг опале. Он принимал также деятельное участие в церковных Соборах, бывших в его время. Затем прп. Серапион управлял 4 года Новгородской епархией, но в 1509 г. был низведен с кафедры и умер 16 марта 1516 г. в Троицкой обители и там погребен. Он является местночтимым святым Троице-Сергиевой Лавры.

Игумен Порфирий I (1521-1524) известен как смелый заступник за страждущих перед сильными мира сего, за что был лишен игуменства, а затем даже заключен в тюрьму. 

Следующий за Порфирием игумен - прп. Арсений (Сахарусов) управлял Троицкой обителью всего два года, после чего из любви к безмолвию удалился в вологодские леса, где основал два монастыря. 

С 1529 по 1539 гг. игуменом Троицким был Иоасаф (Скрипицын). Он крестил двух сыновей Василия III, а спустя некоторое время участвовал в постриге самого великого князя, очень чтившего прп. Сергия и основанный им Троицкий монастырь. 

После смерти великого князя Московского Василия III в 1533 г. при малолетнем Иоанне IV начался период безначалия, различных злоупотреблений и злодеяний. В это трудное время Русскую Церковь возглавил митрополит Иоасаф, бывший Троицкий игумен. Он чудом избежал смерти, бежал на Троицкое подворье. И только Троицкий игумен Алексий удержал злодеев именем св. Сергия от убийства. Впоследствии митрополит Иоасаф был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь и оттуда переведен в Троицкий, где мирно почил 27 июля 1555 г. 

В 1549 г. игуменом Троице-Сергиева монастыря был поставлен Серапион II (Курцев). Ему довелось участвовать в деяниях Стоглавого Собора, который состоялся в 1551 г. Решения Собора были направлены на рассмотрение в Троице-Сергиев монастырь к пребывавшему там на покое митрополиту Иоасафу и соборным старцам, утвердившим с небольшими дополнениями все статьи Собора. 

В период правления первого русского царя Иоанна IV Васильевича Грозного была взята Казань. Это крупное событие в истории Русского государства связано с именем прп. Сергия и основанной им обители. Перед походом на Казань Иоанн Васильевич пешком отправился в Троицкую обитель, где несколько дней подряд молился у мощей св. Сергия, прося его помощи и заступления. Походная церковь царя была освящена во имя Радонежского чудотворца. Когда в 1552 г. большое русское войско подошло к стенам Казани, стало известно о явлении прп. Сергия на городских стенах Казани.


Больше месяца продолжалась осада татарской столицы. Перед началом решающего сражения из Троицкой обители прибыл священноинок Адриан (Ангелов). Он привез благословение русскому войску и передал царю икону явления прп. Сергию Пресвятой Богородицы, святой крест, просфору и святую воду. Иоанн Васильевич на коленях со слезами молился угоднику Божию Сергию о даровании победы. В это время русские воины пошли на штурм городских стен, завершившийся падением Казани и освобождением 60 тыс. русских пленников. Выехав из покоренного города, царь вернулся в свой стан, где в походной церкви принес благодарные молитвы Преподобному. 

В память о важной победе русских над татарами Иоанн IV велел основать в Казани и Астрахани монастыри во имя прп. Сергия. В благодарность за победу над Казанью и Астраханью повелением царя в 1556 г. «позлащен бысть у церкви (у Троицкого собора) верх», а с 1559 г. начался сбор средств на изготовление серебряной раки для мощей пр прп. Сергия, которая была готова лишь в 1585 г. при сыне Грозного Феодоре Иоанновиче. 

В это время усилилось военное значение Троице-Сергиева монастыря, который включается в систему оборонительных сооружений. С 1540 г. началось строительство крепостных стен и башен монастыря, которое продолжалось десять лет. Для этой работы было привлечено все окрестное население, которое по царской грамоте освобождалось от всех других податей и повинностей. Иоанн Васильевич, часто посещавший монастырь для наблюдения за ходом работ, выделил на строительство три тысячи рублей и дал право троицким властям бесплатно и беспошлинно брать строительные материалы в любом месте, где они найдутся. После постройки стен по просьбе монастырских властей крестьянам Переяславльского, Дмитровского и Радонежского уездов вменялось в обязанность поддерживать в порядке крепостные сооружения Троицкого монастыря. 

По окончании строительных работ мощные каменные стены протяженностью около полутора километров опоясали Троице-Сергиев монастырь со всех сторон и превратили его в сильнейшую крепость, охранявшую северные подступы к Москве. Даже иностранцы с большим уважением отзывались о крепостных сооружениях Троице-Сергиева монастыря. Оборонительные сооружения и крепостная артиллерия Троице-Сергиева монастыря были самыми совершенными для своего времени. Это было доказано в начале XVII столетия, когда он оказался неприступной крепостью для осаждавших его в течение 16-ти месяцев польско-литовских войск. 

После свт. Филиппа на митрополичий престол был возведен Кирилл, бывший до этого архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Троицкая братия враждебно отнеслась к опричнине. Почувствовав это, Иоанн IV стал проявлять заметную холодность к нуждам монастыря, что отразилось на темпах строительства Успенского собора, которое велось, в основном, за счет средств, отпускаемых из царской казны. Строительство соборного храма продолжалось двадцать шесть лет и было завершено лишь по смерти Грозного. 

Источник: Лазарев А., прот. Тр.-Серг. обитель в истории Русской Церкви и госуд-ва. – М.: Никея, 2015.


29 января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.