Слово в Неделю 3-ю Великого поста. У подножия Креста

Слово в Неделю 3-ю Великого поста. У подножия Креста
Протоиерей Тихон Пелих

Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» На Голгофском Кресте свершился суд правды Божией и любви Божией. Господи! Мы все, стоящие в храме, пришли сюда поклониться Твоему Животворящему Кресту... Мы, христиане, Твои духовные сыны и дщери, и у каждого из нас также есть свой крест. Сегодня, взирая на Твой Крест и на Тебя, Распятого, мы вспоминаем Твои страдания...

Вот глава Твоя в крови от венца тернового. Руки Твои, которые исцеляли больных, воздвигали мертвых, пригвождены ко Кресту. Ноги Твои, которые ходили по земле для благовестия Царства Небесного, пригвождены ко Кресту.

И мы слышим Твои последние семь слов со Креста. Первым словом Ты молишься Отцу Небесному о Своих распинателях: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» [1] — и нас научаешь молиться за своих врагов. Вторым словом Ты сподобил рая покаявшегося благоразумного разбойника, тем самым и нас, грешных, научаешь каяться до последнего смертного часа. Третьим словом Ты, Господи, Мать Свою, Пречистую Деву, не оставил сиротствовать, но утешил усыновлением Ей Своего возлюбленного ученика — апостола Иоанна. Этим Ты и нас учишь почитать своих родителей. Телесные муки вырывают из уст Твоих слово: «Жажду», — и никто не пожалел Тебя, не дал хотя бы глотка чистой воды, напоить Тебя хотели уксусом. Так Ты учишь нас терпеливо понести телесные страдания в час смерти.

И вот слышим мы из Твоих уст вопль к Отцу Небесному: «Боже Мой, Боже Мой, почто Мя оставил еси» [2] . Все оставили Тебя — люди, воинства небесные. Затаив дыхание, все смотрели на Тебя, Распятого, и молчали. Только земля содрогнулась, а небо скрыло солнце. Молчит, видя Твои муки, и Твой любящий Отец Небесный, и это безмолвие — Твоя мука адская — для того, чтобы все люди знали, какая мука для души — одиночество, оставленность Богом.


Распятие Христово с евангельскими сценами; Египет. Синай; XIV в.
Источник: 
Ruicon.ru

Шестым словом Ты, Господи, поведал всему миру сущность Твоего земного подвига: «Совершилось!..» [3] . Что совершилось? Совершилось таинство Искупления, то, что в Предвечном Совете было начертано: Отец и Дух Святый поручили Тебе искупление рода человеческого от греха, проклятия и смерти. И вот последний вздох Твоей души — седьмое слово, обращенное к Отцу Небесному: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» [4] . Так на Кресте завершилась жизнь Христа, озаренная Божественной любовью к Отцу Небесному. Вся земная жизнь Спасителя была наполнена этой любовью. Ее Он показал на Голгофском Кресте и завещал нам: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет...» [5] .

Дорогие братья и сестры! Нам нужно знать, что без крестоношения не бывает пасхальной радости.

Христианину надо понести крест, пойти с ним по пути Господа. Как же нам нести свой крест? Святые отцы говорят, что для этого мы должны вооружиться терпением, а терпение, по словам Иоанна Лествичника, есть предназначение себя к ежедневной скорби (то есть каждый день ожидай скорби). Терпение — это необходимое условие, без которого мы не можем понести данного нам от Господа креста. В терпении вашем стяжите душы ваша [6] .

Если ты хочешь идти по пути крестоношения, то бери именно тот крест, который дал тебе Господь. А между тем почти каждый из нас недоволен своим крестом: у кого нет семьи — жалуется, что ему тяжело в одиночестве; другой же стремится освободиться от семейных уз. Больные жалуются на болезни — на бедность и так далее. Распятие своей души со всеми ее страстьми и похотьми [7] , непрестанное ощущение себя пред Господом — вот одна сторона нашего крестоношения. А другая — это наши взаимоотношения с окружающими. Видя грехи других, мы должны смотреть на таких людей, как на больных, требующих уврачевания. Уврачевание должно быть кроткое, долготерпеливое. Это относится прежде всего к нашим семьям. Грубое обращение и резкие слова часто бывают причиной, утяжеляющей крест наших ближних.

Сегодня Святая Церковь еще раз напоминает нам заповедь Господа: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет…». Аминь.

1973 г.

Источник: Старец протоиерей Тихон Пелих. Жизнеописание. Проповеди. Дневники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009


    Примечания:

[1] Лк. 23, 34.
[2] Мк. 15, 34.
[3] Ин. 19, 30.
[4] Лк. 23, 46.
[5] Мф. 16, 24.
[6] Лк. 21, 19.
[7] Гал. 5, 24.

5 апреля 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.