Роль личности святого Никона Радонежского в общественно-политической истории Отечества

В 1892 г. торжественно отмечалась пятисотлетняя память преставления преподобного Сергия Радонежского. В Московской духовной академии В.О. Ключевский произнес свою знаменитую речь «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства». В своей речи Ключевский говорит о преподобном Сергии как о личности, выходящей за рамки времени, как о человеке, ставшем своего рода «лицом» русской истории; говорит о значении преподобного Сергия для русского народа и государства. В полной мере и с полным правом слова Василия Осиповича в отношении преподобного Сергия могут  быть отнесены  к продолжателю его дела преподобному игумену Никону Радонежскому (игумен в период 1392 г. – первой трети XV в.).

Историк поднял тему влияния личности на историю целого народа – именно такой личностью и стал преподобный Сергий Радонежский. По словам Ключевского, «если бы возможно было произвести писанием всё, что было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной содержания историей нашей всенародной нравственной и политической жизни… У этого чувства нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в капле чистой воды» (2). Такие люди, как преподобный Сергий, по словам профессора Ключевского, «становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного» (3). Личность преподобного Сергия восстает в годы, когда русский народ сумел воплотить все свои силы «в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу» (4).

«Лакмусом» состояния единодушия русского народа явилось тогда монашество. В монастыри шли не из-за упадка общественных сил, а вследствие величия нравственного народного облика, когда в обществе стали появляться люди высокого духа. «Таким образом, – продолжает профессор, – древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы… Преподобный Сергий с своей обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни» (5).

Сергий Радонежский был поистине всероссийским игуменом – его ученики основали множество обителей, ставших центрами притяжения в своих регионах: «Напутствуемые благословением старца, – говорит Ключевский, – шли борцы: один на юг, за Оку, на татар, другие на север, за Волгу, на борьбу с лесом и болотом» (6). В свою очередь, духовные корни этих центров протягивались и стремились к своему общему источнику, находящемуся в самом центре Московской Руси. Духовным сердцем всех основанных учениками Сергия монастырей оставалась всё же созданная им Троицкая обитель, возвышение и укрепление которой после смерти ее святого основателя начал преподобный игумен Никон. Величайшей и первой заслугой продолжателя дела преподобного Сергия его ученика и преемника преподобного Никона стало увековечивание памяти святого Сергия. Игумен Никон обретает мощи и прославляет преподобного Сергия, ему составляются служба и житие, святые останки Сергиевы полагаются в новопостроенном белокаменном соборе, который становится первым каменным строением Троицкой обители и своеобразным памятником и хранилищем гробницы преподобного Сергия Радонежского, ставшей впоследствии священной для всей Руси. В этот самый собор, украшенный по распоряжению Никона иконами и фресками выдающихся русских иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, и пролегла народная тропа на многие столетия. Благодаря настоятельским трудам преподобного Никона имя великого Сергия не «кануло в лету», а воссияло на церковном свещнике на многие столетия вперед, стало духовным маяком для многих поколений русских людей. 

На протяжении XIV века в угасающей уже Византии монашеский идеал всё больше и больше воспринимался как главный ориентир в жизни. Для вселенского православия он становится образцом подражания и святости. На Руси в XIV–XV веках монашество начинает восприниматься как неотъемлемая часть общерусской судьбы.

Преподобный Никон принимает все силы, чтобы всесторонне укрепить монастырь, сделать его центром духовности, книжности и культуры. Сергиева обитель при Никоне начинает пользоваться большим авторитетом: к мнению игумена прислушиваются князья, влиятельные личности из различных регионов стремятся внести свой вклад в развитие монастыря, сблизиться с троицкой братией, оставить здесь о себе память.

Видя дошедшее до нашего времени величие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, возьмем на себя смелость образно назвать современную Лавру «Сергиево-Никоновской», ибо именно преподобному Никону мы можем быть благодарны, что на положенном Сергием фундаменте аскезы, нестяжания и удаления от мира вырос этот необъятный столп общерусского духа – великая Лавра, ставшая родным домом для каждого русского сердца на многие века. Преподобный Никон сохранил и передал потомкам ту «чудодейственную искру», о которой говорит в своей речи Ключевский: «Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни» (7).

Профессор Ключевский со всей силой своего таланта показал величину значимости преподобного Сергия для Русского государства. Мы же, анализируя его слова, относим их сегодня и к многочисленным Сергиевым ученикам, продолжившим заложенные им монашеские традиции и высоко поднявшим светильник нравственного подвига. В свете сказанного личность игумена Троицкого монастыря преподобного Никона представляет особый интерес. Это преемник и продолжатель дела основателя обители преподобного Сергия Радонежского. Годы игуменства преподобного Никона – период становления крупнейшей русской обители, ставшей духовной опорой нашего Отечества в период возвышения Московского государства и в последующие столетия повлиявшей на культурную, религиозную жизнь всего русского народа, его национальное самосознание. 

Дерзнув несколько перефразировать слова профессора Ключевского, завершим: размышляя о судьбах государства, обратимся к именам преподобных игуменов Сергия и Никона. Пусть они напомнят нам о необходимости нравственного возрождения, которое в силах сделать возможным и возрождение политическое, и усвоим то правило, «что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» (8); в укреплении нравственных сил народа мы и видим главную роль преподобного Никона, потрудившегося на поприще настоятеля Троицкой обители. Говоря же о нравственном возрождении, уместно вспомнить наставление преподобного Никона Радонежского, которое обращено к нам с его иконы: «Терпите, братие, правды ради скорби и беды, да вечныя муки убежите; в мале потрудимся – да вечно возвеселимся. Христа с мудрыми девами срящем и Царство Его Небесное обрящем, уклонимся широкого пути, ведущего в погибель, – тецем узким и прискорбным, вечныя радости виновным» (9).

Иером. Гурий (Гусев),
настоятель Воскресенского подворья
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,
аспирант кафедры истории России МПГУ



Из доклада на Всероссийской научной конференции молодых ученых «Ключевские чтения – 2018» в МПГУ. Источник: Ключевские чтения – 2018. Гражд. война и гражд. мир в ист. судьбе России / Сб. – М.: Спутник, 2019. С. 82-84. Роль личности преподобного Никона Радонежского в общественно-политической истории отечества. Анализ речи В.О. Ключевского «Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства».



Примечания

  1. Имеется в виду героическая оборона Троицкого монастыря в 1608–1610 гг.

  2. Ключевский В.О. Значение прп. Сергия Радонежского для русского народа и государства: Речь, произн. в торжеств. собр. МДА 26 сентября 1892 / БВ. – СП, 1892. – Т. 3. – № 11. С.190–191.

  3. Ключевский В.О. Значение прп. Сергия… С. 192.

  4. Там же.

  5. Там же. С. 200–201.

  6. Там же. С. 202.

  7. Там же. С. 202–203.

  8. Там же. С. 204–205.

  9. Цитируется по: Гурий (Гусев), иером. Духовное завещание прп. Никона Радонежского // У Троицы: дух.-просв. и науч.-попул. журн. о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. – М: Русский печатный дом, 2017. – № 2. С. 12.


30 ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.