Решение недоумений по поводу наследственности греха прародительского

Протоиерей Григорий Дьяченко

1. Наследственная греховность невольно возбуждает некоторые, волнующие ум, недоразумения.

20141223_501.jpg

Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

2. Следуя руководству св. отцев и учителей Церкви, мы предложим эти недоумения и дадим на них ответы.

а) Плоть, в которую облечен дух человека, не по самой ли природе своей противоборствует всем его стремлениям, потемняет его разум, производит беспорядки в его воле и сердце и от заблуждений неизбежно ведет к порокам?

Так думать богохульно. Если наша плоть есть источник греха, то значит, виновник греха есть Бог; потому что Он создал наше тело, равно как и душу, и соединил их между собою.

б) Зло в человеке не есть ли неизбежное следствие его ограниченности?

Нет; ограничены и добрые ангелы и несовершенны сравнительно с Богом, однако же, тем не менее, они благодатью Божией совершенны в своем чине; они безгрешны; они исполняют свое предназначение и любят Творца всею дарованною им силою любви. Равным образом и человек, при своей ограниченности, мог бы оставаться безгрешным и совершенным в своем чин, быть верным своему предназначению и любить Бога всем существом своим. Иное дело быть несовершенным, т. е. обладать качествами менее высокими, чем другое существо, поставленное выше на лествице бытия, иное дело — быть грешным, т. е. преступником закона, злоупотребителем свободы и прочих даров Божиих.

в) Не делается ли человек худым и порочным вследствие худого примера и дурных приобучений?

Правда, худое воспитание может укоренить в нас зло и ускорить его развитие. Но зло существует и открывается прежде всякого воспитания. Ибо, при поверхностном наблюдении, не видим ли, что и в младенце ясно обнаруживается расположение к гневу и притворству, лжи и непокорности? И это не потому, чтобы он видел все эти недостатки в своих родителях, и усвоил их себе чрез подражание, но потому, что к ним влечет его внутренняя, врожденная наклонность. «Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф. 7, 18). Из зараженного источника естественно течет зараженный поток; при испорченном корне, не может оставаться неиспорченным ствол.

III. В заключение сказанного о падении Адама и о несчастных его последствиях для человечества, присовокуплю, что на учении о прирожденности нам греха прародительского основывается догмат искупления. Если в людях нет первородного греха; если они рождаются чистыми и невинными пред Богом: то в таком случае Сын Божий напрасно приходил на землю и вкусил смерть, Сын Божий, скажем словами св. Иустина философа, благоволил прийти не потому, что Сам имел в том нужду, но ради человеческого рода, который чрез Адама подвергся смерти и искушению змия». (См. кн. Изложение христианского учения).

Источник: Дьяченко Г. Вера, надежда, любовь. Катехизические поучения. В 3-х тт. Т. 1 – М.: Донской монастырь; АРП Инт. Ко, 1993. – С. 93-94.


STSL.Ru


1 июня 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.