Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. Архимандрит Илия (Рейзмир)

«Фарисейски кто живет, Церкви далече бывает. Христос бо внутрь, о смирении, приемлемый» (стихи на синаксарь Недели о мытаре и фарисее) – поучает нас Святая Мать Церковь. Основание этой истины лежит в Евангелии. По притче Господа двое человек вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданный Богом, чем фарисей. Чем же заслужил оправдание великий грешник, сборщик податей, мытарь? Великим смирением и глубоким осознанием своей греховности, почему и не счел себя достойным подойти поближе к святому месту. А также своим благоговейным вниманием к молитве, так что не смел даже поднять глаз на небо (Лк. 18, 13), но весь погрузился в себя, чтобы припомнить все худое, что сделал или помыслил. Он заслужил оправдание своим сокрушением о грехах – ударял себя в грудь от сильного волнения, печали и скорби, как тяжело оскорбивший благость и величие Божие. Кроме своей души и греховной жизни он не видел ничего. И Господь услышал смиренные вопли раскаянного сердца и простил его.

Фарисей же не находил причины к сердечному сокрушению. Напротив, даже был доволен собой. Он знал за собой пост, подаяние милостыни, но не видел тех пороков, которые видел в других и в которых осуждал других. Он перечисляет явные согрешения, которые видимы всеми, но о душевных страстях – гордости, лукавстве, ненависти, зависти, лицемерии – не говорит ни слова. А они-то и составляют суть фарисейства! Они-то омрачают, убивают душу и делают ее неспособной к покаянию, уничтожают любовь к ближнему и рождают исполненный холода, гордыни и ненависти соблазн!

Тщеславный фарисей думает благодарить Бога за свои добрые дела, но Господь отвращается от него и произносит против него строгий приговор: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк. 18, 14). Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душой, то плоды его ужасны. Нет беззакония, перед которым оно бы содрогнулось, на которое бы не решилось.

Вот почему, дорогие братия и сестры, Господь в Своем Евангелии изрек нам много заповедей, которыми уничтожаются самые начала, на которых зиждется фарисейство.

Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейское. И, наоборот, учение фарисейское воспитывает лицемера, для которого никакой грех нестрашен, никакая добродетель неуважительна.

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, которую выпускает он на ближнего, – соблазн и вытекающее из соблазна осуждение ближнего... Соблазн – болезненный взгляд на немощи ближнего, при котором эти немощи разрастаются до необъятной, уродливой величины. Соблазн – это исчадие самолюбия, вселяющегося в душу, чуждую любви к людям и правильной любви к себе. Господь уподобляет этот недуг бревну, в сравнении с которым всякое явное согрешение ближнего только сучок.

Надо с усилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Чтобы ослабить и с Божией помощью совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, надо при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами, исследовать свои греховные стремления, движения и состояния. Когда собственный грех привлечет к себе наши взоры, некогда будет наблюдать за недостатками ближних, замечать их. Тогда все ближние покажутся нам прекрасными, святыми. Тогда каждый из нас признает себя величайшим, единственным грешником в мире. Тогда широко отверзутся для нас врата истинного, действительного покаяния, такого покаяния, какое принес мытарь.

Итак, будем стараться внимать себе, никого не осуждать и не уничижать, а только себя. Научимся смиренной молитве и покаянию у мытаря. Смирение сделало праведным великого грешника. Он не давал милостыни, не постился, не имел добрых дел и даже не потратил много времени, но одним уничижением себя он стяжал праведность и удостоился Царства Небесного, которое да получим и мы все по благости и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 64-67.


10 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.