Проповедь в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня празднуется перенесение мощей великого учителя Церкви Христовой святого Иоанна Златоустого. Он родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда, который умер вскоре после рождения сына. Анфуса, мать святого Иоанна, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сы­на в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычни­ков, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, на­ставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн поставлен был во чтеца. После того как святой Мелетий отправлен был в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совмест­но с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вско­ре Иоанна и его друга Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пусты­ню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священ­стве» – великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел Иоанн в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем», проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой: соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил Иоанна во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возло­жили обязанность проповедовать слово Божие. Святой Иоанн ока­зался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименовение Златоустый. Двенадцать лет святой при стечении толп народа проповедовал в храме, глубоко по­трясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Свя­щенного Писания святой Иоанн обращался к священной герменев­тике – науке о толковании слова Божия. Среди его экзегетических творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бы­тие, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания святого апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и сло­ва апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по представ­лению Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святого Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим при­мером был он сам. Средства, которые предназначались для архи­епископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению православной веры распространилась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и го­тов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епис­коп для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. К скифам, для обращения язычников ко Христу, святой Иоанн направлял ревност­ных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святитель не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовав­шему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроения благолеп­ного богослужения: написал чин литургии, ввел антифонное пение на всенощном бдении, написал несколько молитв чина елеосвящения и ко причащению святых Христовых Тайн. Распущенность столич­ных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распо­рядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императри­ца не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть ее к свя­тителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто бы святитель в своих поучениях о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустым: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за бес­порядки, и других, – постановил низложить святителя Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший за­щищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе про­изошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно возвратить святителя и немедленно по­слала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в речи благословил Господа «за все пути Его». Клеветники убежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошитель­ные набеги варваров, а в октябре умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправед­ное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще больше старался укреплять своих духовных чад. В многочисленных письмах епископам Азии, Африки, Европы, и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиунт (в Абхазии). Исто­щенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца, в дождь и зной, совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого мученика Василиска, утешенный яв­лением его: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись святых Тайн, вселенский святитель, со словами: «Слава Богу за всё!», отошел ко Господу 14 сентября 407 года. Свя­тые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Кон­стантинополь в 438 году.

Дорогие братья и сестры, будем подражать святому Иоанну Златоусту, читать его святые творения и усерд­но молить, чтобы помог нам донести жизненный крест, прославить Бога своей жизнью и спастись. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2014. С. 211-214.


8 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.