Проповедь о силе смирения. Архимандрит Тихон (Агриков)


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры, мы с вами живем на земле и как бы плывем по бурному житейскому морю. И волны этого моря порой так свирепы, так велики и грозны, что кажется, ничто их не укротит. Тяжело и опасно плавание по морю природному, несравненно тяжелее и опаснее плавание по морю житейскому. Как волны, на нас обрушиваются всякие невзгоды, опасности, притеснения или непонимание людей, ссоры, клевета, неурядицы. И все это удручает, лишает нас радости и покоя. Вот святой апостол увещает христиан жить со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию (Еф. 4, 2). Так ли мы живем? Есть ли у нас в жизни эта дивная гармония взаимной любви и терпения?

Приходится сознаться, дорогие мои, что мы очень и очень далеки от этой апостольской заповеди. Но в чем причина всяких неустройств, нашей немирной жизни? Причина всех раздоров, всех нестроений, вражды и разделения одна – нет смирения. И ведь что страшно? Его нет у нас не только в отношениях с нашими ближними, его нет даже в нашей собственной душе. Загляните в нее. Там – мрак, холод, смятение, беспокойство, там нет стройности, порядка, ясности, мира. Нас волнуют страсти, и это внутреннее волнение искажает нашу жизнь, все наши отношения. И происходит это все по той же причине – нет смирения.

Святые отцы говорят: только смиренный может хранить мир душевный. Страсти томят, мучают, терзают нашу душу, как лютые звери. Сколько же страстей осаждают человеческий род: гордость, гнев, ненависть, нечистота, зависть и прочее. И они не только здесь нас мучают – они будут жечь огнем ужасным и там, в загробном мире. Они могут совсем нас погубить, ввергнуть в ад, если мы не будем с ними бороться. Это борьба тяжелая, но необходимая, если мы только желаем истинно спастись.

По милости Божией, братия и сестры, мы имеем множество дивных примеров благочестивой жизни и высокого подвига наших святых, богоносных отцов. Они глубоко осознали необходимость этой борьбы и всю свою жизнь положили на то, чтобы победить страсти. Мы имеем их пример и их богомудрые наставления, которые написаны ими на основании собственного опыта долгой подвижнической жизни. Какое же оружие выбрали эти святые люди в борьбе со своими страстями? Что нужно нам, чтобы идти вслед за ними?

Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии сказал, что сей род (т.е. всякое зло, страсти и бесовские нападения) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

И все святые отцы шли путем тяжкого подвига – крайнего воздержания, многих болезней и трудов. Каждый из них подвизался по-разному, но у всех у них есть одно общее – святое, благодатное смирение. Это самое сильное оружие против бесов и их козней.

О прп. Сергии сказано: «Возлюбил еси смирение и, зельным бдением, и молитвами душегубныя страсти умертвив...» Один старец говорил, что диавол всему может подражать: посту – он никогда не ест, бдению – он не спит, а смирению подражать не может. Гордость низвергла его с неба в преисподнюю, и сам он низлагается только святым смирением.

Святые отцы-подвижники прошли путем святого смирения и единогласны в похвалах этой высокой добродетели. Возлюбленные братия и сестры, смирение нужно всем нам. Как прекрасен, как счастлив человек, обладающий смирением. Оно желанно каждому из нас, христиан. Оно необходимо всем, но особенно оно украшает юность.

Авва Сергий умел смиряться не на словах, а на деле. Вот он служит вечерню в своем деревянном храме, построенном его трудами, а на клиросе среди братий разгорелся спор. Гневные слова долетают до слуха смиренного Сергия. Оказывается, это его брат Стефан оспаривает его право на игуменство. Слышна брань, порицается его имя... Скорбным показалось это преподобному: разве он искал власти, почета? Кончилось богослужение, разошлись по келлиям братия, только авва Сергий отправился не в келлию, а тихонько вышел за ворота и... удалился от родной обители, ушел далеко в лес, скрылся. Не с обидой ушел, а по смирению уступая, чтобы не дать повода к разделению. Никого не наказал, никому не выговорил, оправдываться не стал: «Возлюбил еси смирение...».

Дорогие мои, мы приходим к Преподобному, мы его любим и доверяем ему. Он наш отец духовный. Он непрестанно учит нас смирению. И если мы хотим быть его детьми, если хотим подняться в те небесные выси, куда вознесло его смирение, то и нам непременно надо возлюбить святое смирение.

Последуем же за ним, возлюбленные братия и сестры. Мы должны быть счастливы, оттого что нам не надо искать спасительного пути где-то далеко, не надо блуждать, перед нами вечно живой пример нашего аввы. И не только пример, но и его сильная помощь. Повторю: смирение – вещь совсем нелегкая, многими трудами приобретаемая, но надо больше просить его, нашего отца и ходатая. Он сам возлюбил смирение, нас учит смиряться, любит смиренных и непременно услышит нашу просьбу, помолится за нас ко Господу, поможет нам стяжать это святое качество души.

Возлюбим же смирение, братия и сестры. Смирение умертвит страсти, бушующие в душе, терзающие нас. Смирение водворит мир в сердце, смирение украсит нас. Если в душе у нас постоянное благодатное смирение, то оно изольется и на наши отношения с людьми, нам везде будет легко и радостно.

Смирение – ангельская добродетель в противоположность бесовской гордости. Смирением ангелы парят в небе, и все смиренные души восходят туда, в ангельский мир, для вечного славословия Бога.

Блажен, кто приобрел смирение. Оно примирит его с самыми тяжелыми условиями и жизненными испытаниями. Оно сделает жизнь легкой и радостной. Оно умертвит страсти. Вместе с ними душа сбросит с себя всякую земную привязанность, поднимется выше своих грехов, выше скорбей и воспарит на самое небо. «...Смирением возвышаемый, в вечныя кровы возлетевый». Аминь.


Источник: Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание, проповеди, письма. – СТСЛ, 2008. С. 264-269.



19 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.