Проповедь в день иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». Архимандрит Илия (Рейзмир)


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сколь многочисленными и возвышенными эпитетами святая Церковь прославляет Божию Матерь! Она и Покров наш, и Утешение печальных, и Скоропослушница, и Умиление. У Креста на Голгофе, когда Она видела распятым Своего Божественного Сына, Спасителя мира, оружие прошло Ее сердце, как предсказал Богоприимец Симеон (Лк. 2, 35). Божия Матерь не была распята, но терпела как бы распятие на кресте. И теперь она знает и наши с вами боль и скорбь.

Сегодня мы собрались в храме, чтобы прославить и поблагодарить Царицу Небесную за явленную Ею милость от иконы «Взыскание погибших». Это название прежде всего обращает наши мысли к Самому Христу, пришедшему в мир взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11). Ходя по городам и селениям, обходя незримо, как Сердцеведец, распутья сердец человеческих, Христос хочет одного: взыскать и спасти погибшего грешника. Может ли Матерь Божия не делать того, что делает Сын Ее, ради чего Он безмерно трудился и пострадал на Кресте? Ведь как Матери дорог Сын, так дорого и то дело, ради которого Он жил и страдал. И это дело – искать и спасать погибшее – восприяла Божия Матерь как предсмертный завет Божественного Сына. Ведь когда сказал Он со Креста об Иоанне: «Жено! Се, Сын Твой» (Ин. 19, 26), то не завещал ли Он Ей считать отныне сынами Своими всех, кого Он не стыдится назвать братиями, говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим... вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2, 12-13).

Бесчисленны явленные иконы Божией Матери, молясь перед которыми, грешники получают милости, спасаются от погибели телесной и духовной, не говорят ли о Ней, как о Взыскательнице погибающих, а порой и погибших? Да и незримое Ее непрестанное ходатайство о находящихся в погибели не подавало ли с древних времен повод к тому, чтобы называть Ее этим именем? Особенный повод к такому названию иконы подало спасение в XVII в. заступлением Божией Матери одного крестьянина с. Бор Калужской губернии, который в день Крещения Господня, в лютый мороз, застигнут был вьюгой и начал замерзать. В безысходном, бедственном положении он молился от всего сердца Божией Матери, обещая, в случае спасения, написать для своей приходской церкви Ее образ, именуемый «Взыскание погибших», который видел этот крестьянин в городе Волхове Орловской губернии. И вот совершилось чудо: сани и лошадь оказались стоящими у ворот одного крестьянина соседней деревни, который, услышав откуда-то голос: «Возьмите», вышел на улицу и увидел замерзающего крестьянина. Его внесли в дом, обогрели и возвратили к жизни. Спасшийся от погибели с радостным усердием исполнил обет о написании иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Будем помнить и мы всегда, дорогие братья и сестры, Кто есть дивное Взыскание погибших. Ведь можем ли мы сказать, что мы уже спасены, или хотя бы с полной уверенностью причислить себя к спасающимся? Не чаще ли видим мы себя в числе погибающих от различных житейских бед или грехов? И многие из нас, задумавшись над состоянием своей души, увидев, как вся она опутана сетями всяких страстей и соблазнов, как далека от правды Христовой, образа жизни евангельского, склонны бываем говорить: «Погибший я человек, нет мне надежды на спасение, не делаюсь лучше, а все хуже, все ниже опускаюсь, падаю, подняться же не в силах». Поэтому должны мы как можно чаще повторять молитвенные воззвания: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши потщися, погибаем от множества согрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо едину надежду имамы» (тропарь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», глас 4). Взыщем сами, от сердца, помощи от нареченной «Взыскание погибших», не затрудняя Ее своим неверием, противлением Богу, как больной затрудняет врача неисполнением его советов и предписаний, сам отдаляет свое спасение или делает его невозможным. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – 2-е изд., доп. – СТСЛ, 2016. С. 206-207.




18 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.