Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Среди всевозможных бед, скорбей и испытаний, которые выпадают на долю каждого из людей, самым тяжелым ударом является смерть, разлука навсегда с близкими нам и родными людьми. И вряд ли найдется человек, который, провожая в вечное упокоение кого-либо из родных, удержался бы от слез. Плачут горько и неутешно дети, провожая к могиле одного из своих родителей, плачут родители о своих детях. Но с чем можно сравнить страдание и отчаяние бедной матери-вдовы, которая хоронит един­ственного сына, единственную радость и надежду свою на поддерж­ку в старости. Горю ее нет границ и нет слов высказать его на языке человеческом. Как неутешно плакала и рыдала бедная вдова из горо­да Наина, провожая в последний путь своего единственного сына, о чем повествует нам ныне чтение Святого Евангелия. [1] Отчаяние и го­ре ее были безграничны, никем и ничем незаменимыми. С этим не­утешным горем и душевным потрясением бедной вдовы встречается у ворот города Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Не проходит Он мимо горя людского безучастно. Как повествует свя­той евангелист Лука, увидев ее, Господь сжалился над нею и ска­зал ей: не плачь[2]

Легко сказать кому-нибудь из переживающих «не плачь». А ка­кой результат всего этого? Подобное утешение на словах не прине­сет абсолютно никакой ощутимой пользы наболевшему сердцу, на­оборот, оно очень часто раздражает его и еще глубже повергает его в тоску и печаль.

В таких случаях необходима реальная помощь — дело. С такой- то помощью и спешит в данном случае милосердный Господь, видя постигшее великое горе бедной матери. Спаситель движением руки останавливает похоронную процессию, подходит к носилкам с без­дыханным телом юноши, берет его за бесчувственную руку и по­велительно, во всеуслышание произносит мертвому: «Юноша! Тебе говорю, встань»[3] Многие из участников погребальной процессии усомнились в силе произнесенных Господом слов, а некоторые в душе, может быть, посмеялись, слыша повелительное «встань». Но какое же было удивление всех очевидцев, когда на их глазах юноша поднялся, сел и начал говорить. Вот тут-то неслыханное чудо, совер­шившееся воочию у всех бывших там, привело в смятение многих, и всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой»[4]

Дорогие братия и сестры! Смерть физическая — это неизбеж­ный удел каждого человека. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. [5]Смерть телесная — если чело­век помнит о ней всю свою жизнь, готовится к ней, живя благочес­тиво, — совершенно не страшна, так как она является ничем иным, как лишь временным сном, приводящим в жизнь вечную. Ведь это поразительное чудо воскрешения юноши совершено Господом во об­раз будущего воскресения всех умерших и для утверждения нашей веры и нашей надежды на общее воскресение.

Но есть другой род смерти, более страшный, чем смерть физиче­ская, — это смерть духовная, нравственная. Такая смерть есть не что иное, как постоянно и сознательно творимое человеком зло. А по­стоянно творимый грех отлучает человека от Бога и, конечно, от веч­ной блаженной жизни в раю. В таких случаях человек физически продолжает жить и очень часто живет прекрасно, лучше окружаю­щих его, пользуясь здоровьем и другими временными материальны­ми благами, морально же он постепенно умирает, забывая о том, что состоит не только из тела, но и из бессмертной души.

Дорогие братия и сестры! У каждого грешника мертвая душа, которая может погибнуть навеки, не прекращая своего существова­ния, но пребывая без конца в страшном мучении. Эту мертвую душу грешника в этой жизни может воскресить один Господь Иисус Хри­стос через веру и сердечное покаяние. И как мы постоянно согре­шаем, то, чтобы не постигла нас духовная смерть, нужно постоянное тайное покаяние перед очами Божиими, а в известное время — от­крытое перед священником.

Через покаяние умирающая душа воскресает столько раз, сколь­ко грешник, согрешая, кается сердечно. И какое счастье дано нам от Бога — вера наша и покаяние перед Богом! Через веру и покаяние мы ежедневно обновляемся, оживляемся и примиряемся с Богом. Нет числа нашим грехам — нет числа и милосердию Господню в по­миловании нас грешных, искренно кающихся.

«Востани, спящий, и воскресни из мертвых, — призывает нас святой апостол Павел, — и осветит тебя Христос»[6] И если мы, дорогие братия и сестры, оставим греховную жизнь и воскреснем для новой жизни во Христе, то будем всеми силами души своей хра­нить этот неоценимый дар Божий. Усердной молитвой, покаянием, милосердием будем непрестанно поддерживать общение наше с бла­годатью Божией и усердно молиться Господу: «Видя вдовицу зельно плачущую, Господи, якоже тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси». Аминь. [7]


Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] См.: Лк. 7, 11-16.

[2] Лк. 7, 13.

[3] Лк. 7, 14.

[4] Лк. 7, 16.

[5] Рим. 5, 12.

[6] Еф. 5, 14.


STSL.Ru




25 октября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.