Предыстория появления Подольных храмов Троице-Сергиевой Лавры

Предыстория появления Подольных храмов Троице-Сергиевой Лавры

История Пятницкой и Введенской церквей, древ­нейших храмов Сергиева Посада, является неотъемле­мой частью истории Троице-Сергиевой Лавры, основанной в 1-й пол. XIV в. прп. Сер­гием Радонежским.

В дальнейшем, начиная со времени Сергиева преемника прп. Никона, мо­настырь начинает приобретать вотчины благодаря всё более возрастающим вкладам. Начинается интенсивный рост монастырского хозяйства. Всё это требовало четкой и отлаженной системы управления, так как один келарь с помощником из числа братии уже не в состоянии был управляться с множество различных дел и попечений.

Так в монастыре начинают появляться монастыр­ские слуги. Как пишет Е.Е. Голубинский, «слуги не были работниками или чернорабочими, как можно было бы подумать по имени, а именно чиновниками (работники же, или чернорабочие, назывались служебниками); они соответствовали дворянам и детям боярских государей и были совершенно то же, что дворяне и дети боярские у архиереев». Большое число слуг в монастыре было не­обходимо, прежде всего, для тех видов деятельности, ко­торые представлялись затруднительными для лиц мона­шеского звания без помощи мирских чинов, например «прикащичество» в торговле, промыслах (солеварении, рыболовстве), также в землеустройстве и земледелии, хождении по судам и многих иных попечений, весьма обременительных для монашествующих. Монастырские слуги также занимались делопроизводством – «письмо­водительством», которое было в то время весьма объем­ным из-за «обширности хозяйства» Троице-Сергиева мо­настыря: так, Е.Е. Голубинский говорит о 96 письмово­дителях в сер. XVIII в.

Для содержания монастыря слуги назначались «вотчинными надзирателями», или приказчиками, что было впоследствии утверждено Стоглавым Собором, запретившим отправлять монашествующих по селам и вменившим обязанность управления «добрым слугам» – приказчикам.

По своему происхождению монастырские слуги были отчасти из приписных к монастырю крестьян (мо­настырь выбирал из них лучших и производил в слуги, или по-другому, в «служебники»), отчасти же из людей свободных и благородных – из государевых служилых людей, которые вместо службы государю хотели по ка­ким-либо причинам поступить на службу в монастырь.

Возникшее сословие монастырских слуг, или «ар­хонтов», как их именует архидиак. Павел Алеппский, селилось, в основном, по левому берегу реки Кончуры к востоку от нынешних Введенской и Пятницкой церк­вей, вниз по течению (сейчас это ул. Митькина, бывшая ул. Нижняя), и образовало со временем так называемую Служнюю слободу – возможно, уже во времена прп. Никона.

Последняя, постепенно увеличиваясь, раздели­лась на две слободы: Нижнюю (вышеупомянутая ул. Митькина), которая иначе называлась Чертольской слободой, или Чертольем, и Верхнюю (современная ул. Вифанская в Сергиевом Посаде). К кон. XVI в. в Служней слободе проживало 159 монастырских слуг, каждый из которых имел свое, зачастую довольно об­ширное, хозяйство.

Очевидно, что для жителей Служней слободы нужна была своя приходская церковь, в которой могли бы совер­шаться, в том числе, таинства и требы, неуместные в стенах монастыря. Как свидетельствует Е.Е. Голубинский, во вре­мена прп. Никона (1392–1428) была поставлена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом вмц. Параскевы, нареченной Пятницей (память 10 ноября по новому стилю). Место, где была построена церковь, носило название Подола, или Дольнего места, из-за своего расположения в низине под г. Маковец с южной стороны монастыря. Как она вы­глядела в то время, нам неизвестно. Можно лишь предпо­ложить, что это была типичная для того времени неболь­шая деревянная церковь клетского типа. Богослужения и требы в ней, скорее всего, отправляли нанятые приход­ские священники. В качестве скромного приходского хра­ма для монастырских слуг Введенская церковь просущест­вовала вплоть до 1-й пол. XVI в.

Почему церковь была посвящена именно Введе­нию, остается неясным. Можно только предположить, что, поскольку территориально храм находился на подступах к Троицкому монастырю, «подоле», он мог служить своего рода «прологом», или «введением», но это не более чем предположение, документально ни­чем не подтверждаемое.

Однако вопрос, почему придел Введенской церкви, который вскоре стал центральным престолом отдельно стоящего храма, был посвящен св. Параскеве, несмот­ря на такое же полное отсутствие документальных свиде­тельств, оказывается более понятным. Дело в том, что на Руси издревле св. вмц. Параскева была почитаема наравне со свт. Николаем Чудо­творцем. Об этом красноречиво свидетельствуют древние рукописи. Прямое подтверждение особому почитанию св. Параскевы находится в вопросе некоего игум. Афанасия к митр. Киприану (1390–1405 гг.): «Следует ли или как следует поститься на Усекновение главы Иоанна Предтечи, на Воздвижение Честного Креста и в день святой Параскевы?»

49043242448_a8d3924f73_c.jpg

Вид на Пятницкое подворье в современное время

Храмы во имя нее назывались в древности Пятница­ми. Наименование Пятниц получили также небольшие придорожные часовни. Почему личность именно этой свя­той оказалась столь близкой русскому человеку, сказать непросто. Возможно, ответ в изначальной жертвенности Богу святой мученицы, что перекликается с осознанием народом-богоносцем своей особой миссии. Может быть, здесь просто духовная связь со святой, которую невозмож­но формализовать или обосновать. Так или иначе, но известно, что русское купечество почитало вмц. Параскеву своей покровительницей и строило вдоль торговых дорог храмы и часовни, чтобы сподручнее было, отложив на время мирские дела, зайти и помолиться о своих нуждах или, наоборот, поблагодарить за исполне­ние своих прошений.

Поскольку «архонты» монастыря, которых и была призвана окормлять церковь, имели самое непосредствен­ное отношение к управлению имуществом монастыря, вполне можно предположить, что именно по их пожела­нию и был освящен во Введенском храме, устроенном мо­настырем, придел св. вмц. Параскеве.

Можно также предположить следующее. Место, на котором была поставлена церковь, всегда было весьма оживленным – это был перекресток дорог из Москвы в Переславль и Александрову слободу и дороги из Дмит­рова и Ростова. Соответственно, представлялось разумным дать возможность проезжающим купцам остановиться и поставить свечку святой покровительнице торгового де­ла.

Источник: Гедеон (Губка), еп. Георгиевский и Прасковейский. Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – СП: Пятницкое подворье, 2007.




22 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.