Празднование иконе Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановской

Празднование иконе Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановской
Фрагмент из книги по истории Лукиановской обители о чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы "Лукиановской"

Богатая духовными событиями история Лукиановой пустыни начинается с 1594 года.

В тихое правление царя Феодора Иоанновича, в селе Игнатьево, неподалеку от Александровой слободы, по прошению некоего иерея Григория, царским повелением и по благословению патриарха Иова, в 1594 году был построен деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И простерла тогда Божия Матерь Свой дивный Покров и особое благоволение над этим местом.

Однажды священник Григорий, войдя в церковь, обнаружил, что чтимая храмовая икона пропала. Самые тщательные поиски святыни не принесли результата. Спустя несколько дней один из жителей села, по преданию – пастух сельского стада, обнаружил исчезнувшую икону в трех верстах отстоящем от села месте, слывшем у местных жителей под именем Псковитино Раменье, близ болота, именуемого Богородицким, в чаще дремучего векового леса, «стоящую о себе, на воздусе». Икона была возвращена в храм, но через короткое время все повторилось снова. Тогда священник обратился к Патриарху Московскому Иову с прошением благословить перенесение храма на место чудесного явления иконы. Благословение было дано, и храм был перенесен, а на месте прежней церкви в селе Игнатьево была поставлена часовня (ныне на этом месте стоит памятный крест). Священник Григорий переселился туда же и жил в Псковитином Раменье до Смутного времени начала 17 века, после чего скрылся, и более о нем ничего не известно.

В Смутное время Александрова слобода была опорным пунктом русских освободительных войск под командованием выдающегося полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и по этой причине неоднократно подвергалась особо жестоким и варварским нападениям польско-литовских захватчиков. Многие окрестные селения были буквально выжжены и стерты с лица земли. Пострадало в то время и древнее село Игнатьево (оно возродилось вместе с Лукиановой обителью, но в 70-е годы 20 века окончательно исчезло с лица земли). Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был разграблен и запустел на тридцать лет. Крыша на нем прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии сохранились неповрежденными.

Но Промыслом Божиим готовилось для пустыни и светлое, благодатное время. В середине 17 столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названная Лукиановой пустынью.

Особую известность икона Рождества Пресвятой Богородицы приобрела в 1771 году, в настоятельство строителя иеромонаха Иоанникия (1768-1771), когда над Россией, как гром среди ясного неба, как попущенная Божиим Промыслом «встряска», пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей; историей засвидетельствовано множество случаев, когда после подобного всенародного моления грозная опасность отступала. Так было и в городе Александрове. После совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила.

Такой крестный ход был впервые совершен еще преподобным Лукианом в 1654 году; тогда икона Богоматери тоже спасла жителей Александровой Слободы от подобного морового поветрия, когда преподобный принес ее для освящения Успенской церкви в учрежденной им слободской женской иноческой обители. Позже стало обязательной священной традицией ежегодно совершать крестный ход с иконой в шестое воскресенье от первого дня Пасхи. Этот завет основателя обеих обителей ежегодно неукоснительно исполнялся и совершался в августе на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Теперь же смертельная опасность заставила перенести его на время после Пасхи, и с тех пор он стал совершаться ежегодно в это время.

Со временем, составился и чин этого крестного хода, который наиболее полно описывает краевед Н. С. Стромилов в своем исследовании истории Лукиановой пустыни 1875 года.

«Чин крестного хода следующий: в субботу пятой седмицы по Пасхе игумения Успенской обители через посланную казначею или благочинную просит настоятеля Лукиановой пустыни отпустить икону Рождества Пресвятой Богородицы для посещения Александровского Успенского девичьего монастыря; со стороны строителя той пустыни всегда бывает на то согласие. К сему известному всем празднику бывает большое стечение народа из окольных сел и деревень верст за 50, даже из ближних городов Переславля Залесского и Троицко-Сергиева посада. Часть усердствующих богомольцев слушает в Успенской обители всенощную, а другие идут в Лукианову пустынь поклониться иконе Рождества Богородицы и там, в субботу слушают всенощную, а в воскресенье раннюю обедню, после которой, в сопровождении настоятеля и богомольцев начинается шествие иконы из Лукиановой пустыни в Александров. На пути в Александров, в селе Бакшееве и двух деревнях бывают той чудотворной иконе молебные пения с водоосвящением, четвертое молебное пение совершается в самом городе в слободе так называемой Садовней, куда выходит на сретение, также с крестным ходом, духовенство Александровского Успенского девичьего монастыря и городской Преображенской церкви. По совершении сего, с водоосвящением, молебна икона священнослужителями монастыря вносится в Успенскую женскую обитель, где в Троицком ее соборе с пришедшими из Лукиановой пустыни священноиноками отправляется соборно Божественная Литургия. После обедни в сопровождении многочисленных богомольцев продолжается тем же духовенством обеих обителей и Преображенской церкви ход большой улицей города, среди коего выходит на сретение духовенство Христорождественского собора, и, отпев тут молебен с водосвятием, сошедшееся духовенство при увеличивающейся толпе молящегося народа направляется за город по Троицкой дороге к часовне Всемилостивого Спаса, принадлежащей той Лукиановой пустыни, где совершается опять молебное пение в водоосвящением. По совершении сего икону с принесенными с ней из пустыни образами Спасителя, Богородицы Одигитрии и Воскресения Христова относят в Успенскую обитель, а из сопутствующих ходу иные остаются тут при часовне для отдыха, а другие идут с ходом в Успенский монастырь, где в соборной церкви бывает совершенный отпуск; все пришедшие в обитель прикладываются к животворящему кресту и к чудотворной иконе Богородицы и кропятся св. водою. Икона Богоматери бывает в Успенском монастыре до дня Вознесения Господня; в это время ей обносятся все келлии жительствующих в монастыре, начиная с настоятельницы; в келлиях чередным монахом Лукиановой пустыни совершается молебное пение с водоосвящением; в день Вознесения Господня, а иногда в отдание Пасхи, после полудни, часу в четвертом, препровождается икона из Успенской обители в Христорождественский собор, где и остается до выхода из города; из собора принимается икона обывателями города в их дома для молебствия, откуда переносят св. икону в городскую приходскую Преображенскую церковь. Перед выходом из города икона опять вносится в соборную церковь Успенской обители, откуда при молебном пении, всем духовенством города Александрова и гражданами окончательно провожается за город по дороге в Лукианову пустынь, а по случаю принятия иконы для богомолья в селения на пути, и около него, и в прочие в уезде, и даже за пределы оного – возвращается она в пустынь только к годовому празднику обители, к 8-му сентября … В этот день стечение богомольцев весьма значительно; даже из дальних уездов Владимирской и из соседних епархий стремятся толпы народа, иные – чтобы помолиться чудотворной иконе, а другие – чтобы побывать вместе с тем и на ярмарке, открывающейся ежегодно в этот день за монастырской оградой».

При этом чудотворный образ изымали из житийной иконы Пресвятой Богородицы, в которой он занимал центральное положение, а вместо него вставляли список с него, сделанный в традициях XVI века (впоследствии было сделано всего три списка с иконы Рождества Богородицы). В честь этого чудесного избавления от напасти, на бывшем Шерстном враге на месте погребения умерших от чумы александровцев была возобновлена часовня Всемилостивейшего Спаса, именно эта часовня и место захоронения были завершением крестного хода (ранее на этом месте подвизался отшельник Лукиановой пустыни схимонах Павел).

Из архивных сведений 19 века известно, что в это время усердием Александровских купцов постоянно обновлялась риза на явленной чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1843 году была сделана новая двусторонняя риза. Ее лицевая сторона изящной работы (мастеров известного села Красного под Костромой) была сребропозлоченной с камнями в венцах, а оборотная сторона была меднопосеребрянная. При этом старая риза украсила точную копию образа, которая заменяла чудотворный образ в Богородице-Рождественском соборе на период ежегодно совершаемого крестного хода в город Александров.

В пустыни было три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы позднего письма, сделанных в XIX веке специально для выноса их из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче. Монахи пустыни занимались иконописанием.

В 1875 г. Н. С. Стромилов издает очерк по истории Лукиановой пустыни, где дает подробное замечательное описание монастырских храмов и святынь, монастырского хозяйства, а также братии монастыря и некоторых монастырских традиций и обычаев. Вот его описание чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы:

"Теперь обратимся к обозрению всего в церковно-археологическом отношении замечательного в Богоявленской церкви, в которой всего важнее главная святыня обители – чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы; она древнего письма, не позднее 16 века Новгородского пошиба, по зеленому полю, от давности потемневшему, на гладкой расколовшейся на две половины доске размером в длину 13,5 верш., а в ширину 11 верш. и обложена в 1843 г. выпуклой чеканной серебро позлащенной ризой – тщанием Александровских 1-й гильдии купцов, почетных потомственных граждан И. Ф. Варанова и П. С. Зубова…"

Монастырь одним из первых во Владимирской епархии был закрыт в 1920 году, монахам и послушникам было предписано покинуть его, а богослужение во всех храмах было прекращено. Сами храмы, как памятники старины, были отданы под охрану вновь созданного музея «Александрова слобода», который располагался на территории Успенского монастыря в Александрове, и до 1922 года действительно строго охранялись теми же монахами, некоторым из которых удалось остаться в пустыни под видом сторожей. Однако относительное спокойствие длилось недолго. 23 февраля 1922 года новая власть издает декрет об изъятии церковных ценностей «в целях получения средства для борьбы с голодом», а в марте Ленин дает указание о том, что «… изъятие ценностей … должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Это указание послужило местным властям отличным поводом для окончательного разорения обители, и было ими с удовольствием осуществлено в середине 1922 года. Тогда были сняты драгоценные ризы с Нерукотворного образа Спасителя и чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, изъяты все богослужебные сосуды, кресты, серебряные кадила, лампады, сняты оклады со старинных Евангелий. Всего было изъято и вывезено более сорока килограммов предметов церковной утвари, многие из которых были пожертвованы святой обители предками нынешних разорителей. Впоследствии, верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Но это не спасло положения, впоследствии риза вместе с самой иконой была вывезена во вновь образованный музей. Туда же были вывезены все имеющие историческую ценность документы и большинство остальных икон из храмов обители, при этом часть икон и святынь пустыни, которыми погнушались разорители монастыря, была поругана и попросту уничтожена.

Свято-Лукианова пустынь была первым монастырем, открывшимся во Владимирской епархии после запустения богоборческих лет. Это случилось по инициативе Александровского отделения Владимирского областного управления культуры, в котором нашлись благочестивые люди, болеющие сердцем о разрушении святыни, и благодаря трудам Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. По его ходатайству, 6 мая 1991 года было принято решение Владимирского облисполкома № 244 о передаче Лукиановой пустыни Владимиро-Суздальской епархии.

Вскоре встал вопрос о местонахождении вывезенной в 1922 г. чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К сожалению ни в музее "Александровская слобода", ни в других музеях, обладающих коллекциями православных икон, она обнаружена не была, и до сих пор пребывает сокрытой от нас.

Вместо нее, однако, в 1992 г. был чудным образом обретен ее список 18 или 19 века.

Из дневника одного из первых насельников Лукиановой пустыни:

«5/18 февраля 1992 года. Вечером о. настоятель, весь сияющий, позвал меня в келью свою и показал икону Рождества Богородицы – список с нашей, Лукиановской, чудотворной. Ее нашла игумения Успенского Александровского монастыря на чердаке собора. Размеры прим. 35х45 (а Лукиановская 51х60), серебристого цвета риза (а у оригинала – сребропозлащенная), внизу – лебеди, композиция точно соответствует имеющемуся описанию. Икона требует реставрации». С тех пор эта вновь обретённая икона заняла место чудотворного образа в Богоявленском храме обители.

Информация получена 25 сентября 2011 года от иеромонаха Никодима Свято-Лукиановой Пустыни.

Источник: PRAVICON.COM

В настоящий день совершается также празднование чудотворных икон Божией Матери Почаевской (1559); «Рождества Богородицы» Сямской (1524); «Рождества Богородицы» Исааковской (1659); Домницкой (1696); Холмской; Софии – Премудрости Божией (Киевской); «Зна́мение» Курской-Коренной (1295); «Рождества Пресвятой Богородицы» Глинской (Пустынно-Глинская) (XVI); Леснинской; Хлебной.



21 сентября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.