Пошивочная мастерская Троице-Сергиевой Лавры

На протяжении почти семи веков, со дня основания монастыря, монахи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сами шили себе облачения. Основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский сам кроил и шил одежду для братии. По милости Божией, в нашем монастыре сохранились некоторые личные вещи преподобного Сергия, в том числе его фелонь и монашеская схима. Эти и другие образцы древнего шитья хранятся в Ризнице Троице-Сергиевой Лавры. 

  
Схима (полуфелонь) преподобного Сергия Радонежского

В Православной церкви правила кроя облачений духовенства сформировались в XVI-XVII веках и с тех пор практически не менялись.

Но все же в разных монастырях есть небольшие отличия в покроях облачений. В Троице-Сергиевой Лавре существует свой порядок покроя и ношения монашеских одеяний. По благословению священноначалия насельники Лавры носят классический русский (запашной) подрясник, скуфейки, сшитые простым кроем без подворота. 

Для монашествующих черный цвет подрясника и рясы является обязательным. Таково благословение святителя Филарета (Дроздова). Белому духовенству разрешены подрясники черного, коричневого, темно-синего, темно-фиолетового и серого цветов, для лета допускается и белый. На богослужениях, трапезах, общих собраниях поверх подрясника или рясы носят клобук и мантию - длинную накидку без рукавов, застегивающуюся у ворота и спускающуюся до земли. Традиция ношения клобуков была перенята от греческого духовенства в XVII в., на Руси получила распространение именно благодаря монахам Троице-Сергиевой обители (до этого все носили куколи – особый головной убор, который в настоящее время имеет право носить только Святейший Патриарх). 

Местную традицию кроя в Троице-Сергиевой Лавре бережно сохраняет пошивочная мастерская. Руководит ее работой насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Прокопий (Базанов). В мастерской шьют облачения для лаврской братии и других монастырей. Все заказы мастера выполняют индивидуально от начала до конца.


Мастерские Троице-Сергиевой Лавры

В трех просторных и светлых цехах трудятся 20 талантливых мастериц. В коллективе дорожат репутацией. Все делают с молитвой. Добросовестное отношение заметно на всех этапах: начиная от выбора материала и его подготовки к раскрою, до того, какими нитками и как в конечном итоге будут сшиты готовые части облачения. В мастерской разработаны разнообразные лекала, которые позволяют шить облачения любой сложности на любую фигуру. Но ни одна даже самая хорошая выкройка не может полностью подойти человеку: все решается индивидуально и рождается в талантливых руках мастериц пошивочной мастерской. Работа ведется на современном оборудовании и из качественных тканей. Это, как правило, шерсть, полушерсть, креп, мокрый шелк, а также традиционный габардин и искусственный шелк. Одежда, сшитая из них, хорошо выглядит, при этом недорогая, не мнется и не требует большого ухода. На лето здесь шьют облачения из натурального льна и хлопка. На зиму – зимние рясы и теплые телогрейки. 

В мастерской все делается по благословению. Портнихи Галина Витальевна Бурова, Наталья Степановна Рыбакова шьют головные уборы, Анна Павловна Пономарева - подрясники и рясы, часть из них потом реализуется через магазин на территории монастыря. В двух других цехах шьются подрясники и рясы для братии монастыря. Многие портнихи провели в пошивочной мастерской более половины жизни. Елена Александровна Кудряшова работает свыше 35 лет, Мария Мишина, Любовь Герасимова – чуть меньше, но опыт работы у них также большой. 

В профессиональном арсенале каждой из них – свои секреты, находки, особые приемы и своя специализация. Лариса Викторовна Царькова, пришедшая в мастерскую 3 года назад, опытная швея. Она очень довольна творческой атмосферой в коллективе и условиями работы. Ларисе Викторовне специализируется на реставрации облачений. Наталья Ивановна Сорокина почти десяток лет шьет рясы и подрясники. Лариса Ивановна Святова шьет мантии, её производственный стаж более 30 лет.

В пошивочной мастерской Лавры выполняют заказы и от женских монастырей.

Пошив производится как из собственной ткани, так и на основе материалов, предоставляемых заказчиком. 

Облачения, изготовленные в Лавре, носят православные священники Америки, Италии, Израиля, Греции, Японии, Китая и других стран. Увидеть образцы облачений можно на выставке изделий лаврских мастерских в цокольном этаже Трапезного храма.

Связаться с пошивочной мастерской и сделать заказ можно по телефонам:

Мастерские:     +7 496 541 55 64
Cтол заказов:   +7 985 180 82 76  


Людмила Ковригина
для сайта STSL.Ru



Источник: STSL.Ru
11 ноября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.