Образ преподобного Сергия Радонежского в творчестве иконописца И.М. Малышева и его последователей

Иван Матвеевич Малышев (1802-1880) – один из самых известных иконописцев Сергиева Посада второй половины ХIХ в. С его именем связано возрождение лаврской иконописной школы в середине столетия. Именно он является адресатом примечательного документа – приказа Учрежденного собора «О преподании наставления хозяину Лаврской Живописной школы Ивану Малышеву касательно святых икон и других правил для учащих и учащихся» (1851 г.) [1]. Это наставление ценно тем, что показывает направление развития лаврской иконописной школы, возрожденной, после нескольких десятилетий упадка, в 1846 г. деятельным лаврским наместником архимандритом Антонием (Медведевым). В первом пункте приказа (а всего их 16) обозначается цель новой иконописной школы – «для развития и поддержания Греческого Штиля писания».


Иван Матвеевич Малышев

Необходимо отметить, что понимание монастырским священноначалием «греческого стиля» не противоречит установившемуся в это время в обществе взгляду на древнее иконописание. В то время основное внимание уделялось исправлению иконографических и стилистических вольностей, привнесенных в предшествующие столетия с запада, из католической Европы. Как не надо писать, думающими и православно чувствующими людьми, – как из церковной, так и светской среды, – к этому времени уже было понято и сформулировано, а как надо – еще глубоко не осознано. Считалось вполне допустимым «исправить» древнюю иконографию с помощью приемов академического искусства; «улучшить» старые иконы «естественностию» поз, «правильностью» пропорций и «самоточнейшей» геометрической перспективой. Так считали, к примеру, епископ Анатолий (Мартыновский) [2] и исследователь Ф.И. Буслаев [3], основатель иконографического метода изучения древнего искусства. Это был путь, по которому пошли впоследствии апологеты «русско-византийского» стиля иконописания Г.Г. Гагарин, Ф.М. Солнцев, В.М. Васнецов.

Справедливости ради, надо отметить, что были и противоположные мнения. Например, магистр Санкт-Петербургской Духовной академии, священник Григорий Дебольский, в отличие от преос-вященнейшего Анатолия, не смешивал традиционно иконные и живописно-академические принципы изображения. Он четко проводил грань между картиной и иконой, считая первые иностранными фантазиями и отдавая предпочтение традиционному образу. Подобную точку зрения высказывал спустя четверть века и московский священник Михаил Боголюбский [4], считавший, что цели и характер классического и христианского искусства столь различны, что невозможна сама задача – соединить академическую красоту с православным иконописанием. Но мнения о. Григория Дебольского и о. Михаила Боголюбского не были услышаны и приняты во внимание современниками, так как, по всей видимости, в тот период не была готова почва для возрождения полноты древнерусской и византийской традиции. Вспомним, что древние иконы еще были скрыты под толстыми слоями олифы и поздних записей.

Такой выдающийся церковный иерарх как святитель Игнатий (Брянчанинов), прекрасно понимая соблазн, который привносит в Церковь академическая церковная живопись, тем не менее, осознавал и другую сторону, другую крайность – возможность смущения от бездумного копирования старинных изображений, в большинстве своем искаженных временем и поздними вмешательствами. Владыка Игнатий был убежден, что важен не столько пластический язык церковной живописи сам по себе, сколько пронизывающий его дух веры и нравственности художника: он считал, что церковный живописец может писать святые иконы, пользуясь выразительными средствами классической академической живописи, важно при этом, чтобы им были твердо усвоены догматы Православной Церкви и велась жизнь глубоко благочестивая [5].

С мнением владыки трудно не согласиться, так как вряд ли в той исторической ситуации могло быть по-другому. После повсеместного засилья западного, барочного направления в иконописании сразу, в одночасье, вернуться к подлинно русскому и византийскому было крайне трудно. К тому же еще предстояло понять и осмыслить очень многое в феномене иконы. Утрата традиции шла не одно столетие, и восстановить ее можно было постепенно, гомеопатическими методами влияя на ситуацию, дабы не сломать расцветающее дерево академического иконописания и не внести смятение и раскол в неподготовленное общественное и церковное сознание.

Подавляющим большинством священноначалия, в том числе и лаврского, было принято новое, компромиссное направление академического иконописания. Именно для обучения академическому искусству и был направлен во второй половине 1830-х годов в Императорскую Академию Художеств Иван Малышев. Заметим, что к этому времени, он был уже признанным мастером, солидным отцом семейства, имеющим, как минимум, троих сыновей [6]. Тем не менее, оставив семью, он смиренно принимает предложение наместника о. Антония и уезжает учиться. И хотя очевидно, что без поддержки Лавры, оказанной оставшейся семье, без благословения настоятеля Лавры московского Филарета, вникавшего во все вопросы жизни обители, такой поворот в жизни Малышева был невозможен, все-таки его личная решимость учиться в таком возрасте вызывает уважение.

Документы, подтверждающие учебу Малышева в Академии, найдены пока только за три года - 1835, 1836 и 1837 [7]. В течение этих трех лет он обучался в рисовальных классах. По логике, - а обучение для вольноприходящих, коим и являлся Малышев, будучи лаврским штатным служителем, продолжалось 6 лет, - он должен был находиться в Петербурге еще три года. Однако сведений об этом времени и об обучении в классах живописи на сегодняшний день нет. Возможно, по какой-то причине Малышев прервал учебу и вернулся в Лавру, хотя и в монастырских документах за эти годы мы также не находим его имени среди исполнителей иконописных работ.

По возвращении в Лавру Иван Матвеевич сразу же был привлечен к преподаванию. Его имя появляется в монастырских документах в 1841 г. В это время он состоит учителем рисования «предуготовительного» класса в лаврском народном училище [8]. В 1843 г. о. Антоний поручает Малышеву отобрать наиболее способных мальчиков и «учить их рисовать», чтобы готовить их к поступлению в иконописную школу, которая в скором времени будет официально открыта. Малышеву предстоит ее возглавить и стать основным наставником лаврских учеников.

Но преподавание в училище являлось только частью работы Малышева. Приобретя художественное мастерство и постоянными трудами его совершенствуя, Иван Матвеевич много трудился как для самой Лавры, так и для многих российских храмов, выполняя многочисленные частные заказы. Вместе с ним стали работать и его сыновья, а также ученики, наемные мастера.

Для своего времени Иван Матвеевич был выдающимся художником. Смиренно приняв то направление, которое существовало в Церкви, он сумел соединить в своих иконах два важнейших компонента. Будучи верующим и глубоко воцерковленным человеком, он не мог не передать свое благоговение в тех образах, к которым прикасалась его рука. И поэтому справедливо говорят современники художника о духоносности и молитвенности его икон. А вторая, не менее важная составляющая его творчества – это его художественное мастерство. Навыки классического образования, полученные им в Академии Художеств, дали ему возможность воплотить свое религиозное чувство грамотно и профессионально, помогли стать одним из значимых иконописцев своего времени и поднять обучение в лаврской иконописной школе на новый уровень, воспитать многих учеников и последователей.

Особое место в творчестве художника, как и всех лаврских мастеров, занимал образ преподобного Сергия Радонежского. Иконы почитаемого и любимого основателя обители всегда писались в монастыре в большом количестве. Несомненно, что и для И.М. Малышева, человека всей жизнью связанного с обителью, образ Преподобного был близок и дорог.

 
Преподобный Сергий Радонежский. 
Лаврская иконописная мастерская.  Нач. XX века.
Тульский областной художественный музей

 
Преподобный Сергий
И.М. Малышев. Конец 1870-х годов. Частное собрание
 
Преподобный Сергий Радонежский.
Лаврская иконописная мастерская.  1911 год.
Музей о. Павла Флоренского
 
Эскизный рисунок для иконы преподобного Сергия.
И.М. Малышев. 1875 г. Москва.
Собрание потомков художника

В архиве потомков художника удалось обнаружить интересный подписной рисунок Ивана Матвеевича (ил. 1), который мог быть образцом для икон Преподобного, писанных как самим Малышевым (ил. 2), так и другими лаврскими иконописцами в последней четверти XIX - начале XX в. Это карандашный эскиз для иконы преподобного Сергия, на котором святой представлен вполне традиционным образом - оплечное изображение в монашеской одежде. Голова святого чуть наклонена вправо. Решение лика, волос и бороды выполнено в академической манере, с легкой тональной проработкой. Прямой нос, широко открытые глаза – типичный прием, утвердившийся в иконах Малышева [9]. Но этот, простой, на первый взгляд, рисунок, необыкновенно привлекателен выражением лика святого Сергия – спокойным, исполненным мудрости и отеческой любви. То благоговение, которое испытывает художник к великому игумену, прочитывается и в этом образе и во многих иконах святого, выполненных впоследствии в стенах Троице-Сергиевой лавры. Таких икон в малышевской мастерской и в лаврском иконописном училище [10] писалось множество, они и сейчас выявляются в музейных фондах, на аукционах и в частных собраниях (ил. 3, 4). Иконографическая схема этих икон практически не меняется – в монашеском облачении, правая рука сложена в благословляющий жест, в левой руке – свиток. Иконы могут быть более или менее профессионально написаны, иногда грубоваты по цвету, жестковаты по пластике, но все они несут в себе дух преподобного Сергия, дух мира и любви. То есть в этих образах мы видим подтверждение того, о чем говорил святитель Игнатий – необходимости для иконы главного – благодатного наполнения. И даже если внешние формы сакрального образа в некоторые исторические периоды отступают, – в силу разных причин, – от высоких традиций древнего искусства, но при этом сохраняется духовная сущность иконы, – как мы видим в приведенных примерах, – то икона остается жить в Церкви и выполняет свое основное предназначение, помогая молитвенному общению.


Источник: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад.: Ремарко, 2013. – С. 367-372.



Примечания

[1] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Дело № 7253.

[2] Анатолий (Мартыновский), епископ. О иконописании // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост. Н.К. Гаврюшин. - М., 1993. С. 71-100.

[3] Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. - М., 1997.

[4] Боголюбский, Михаил, свящ. «О взаимном отношении классического искусства и христианского иконописания». РГАДА – Ф. 1204. Oп. 1. Д. 23499. Л. 42-50 Об.

[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. - М., 2007. Т. 8. С. 319-322.

[6] Нам известно о трех его сыновьях – Константине, Михаиле и Александре. Предположительно, были еще и дочери.

[7] РГИА. Ф.789. Оп. 19. Д. 719. 1832-1837 гг. в. Экзаменационные списки учащихся.

[8] РГАДА. Ф. 1204. Оп.1. Д. 5682. Л. 30 об. 31.

[9] Достаточно посмотреть прекрасно сохранившиеся иконы в иконостасе Духовского храма Лавры. Верхние ряды иконостаса выполнены И.М. Малышевым с артелью в 1866 г.

[10] После перевода в 1885 г. в Лавру Московского епархиального училища иконописания и ремесел лаврская иконописная школа стала также называться училищем.



18 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.