Обелиск на Соборной площади



В центре соборной площади Троице-Сергиевой Лавры, перед южным фасадом колокольни, возвышается характерное для эпохи классицизма сооружение – каменный обелиск. Он представляет собой утвержденный на высоком постаменте сужающийся кверху четырехгранный столп, сложенный из тесаного песчаника и завершенный медным золоченым шаром. На постаменте, со всех сторон, укреплены овальные медные доски с выбитыми на них текстами, перечисляющими заслуги Лавры перед Отечеством в «несчастливые для России времена» татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей, когда Лавра «к сохранению отечества содействовала и спомоществовала».

Обелиск был установлен в год 400-летия памяти прп. Сергия Радонежского в 1792 г. по распоряжению митр. Московского Платона (Левшина), священноархимандрита Троицкой обители. Об этом узнаем из текста, выбитого на медной доске, закрепленной на западной стороне постамента.

Известно, что возводила обелиск артель крестьянина Олонецкого наместничества Гаврилы Каретина по договору заключенному с Троице-Сергиевой Лаврой в декабре 1791 г. и составленному в соответствии с наставлениями митр. Платона.

Камни обелиска скреплялись между собой железом с заливкой свинцом, а швы между камнями замазывались цементом с добавлением мраморной муки. При взгляде на обелиск нетрудно заметить, что один из камней четырехгранного столпа несколько отличается от прочих структурой и цветом. Согласно объяснению Каретина, данному митр. Платону, камнем иного «разбора» и цвета пришлось заменить камень, разбитый в дороге, при перевозке его в Лавру.

Находчивость подрядчика позволила исполнить контракт своевременно, и обелиск украсил центральную площадь Лавры ко дню чествования памяти Преподобного. В печатном описании Лавры за 1796 г. читаем:

«В 1792 году на открытом пространственном месте, между колокольнею и Троицким собором, с одной стороны, а с другой, между Успенским собором и Казначейскою линиею, поставлен каменный из дикого крупного и тесаного камня обелиск, вышиною в 14 аршин, на площадке с ступенькою, и с тумбою из того же тесанного камня. Верх обелиска окончен остроконечным мрамором, а на нем поставлен медный из огня золоченый шар. На том же обелиске, сверх тумбы, укреплены с трех сторон солнечные часы, с стрелками из огня золочеными, а на тумбе, со всех четырех сторон, вделаны четыре овальные из белого мрамора доски, на коих вырезаны кратко те достопамятности, коими в разные времена сия обитель прославилась, и какие от нее отечеству изъявляемы были услуги. Устроен сей обелиск тщанием и иждивением Преосвященного Митрополита Платона».

Первое время обелиск был окружен оградой из вкопанных в землю деревянных столбов. В 1823 г. была устроена новая ограда из снятых с лаврских башен и вкопанных в землю старинных чугунных пушек, соединенных коваными цепями. Сохранилось немало изображений обелиска с пушками вокруг него.

В 1930-х гг. беломраморные овальные доски с текстами и медный золоченый шар, венчавший обелиск, были утрачены, а солнечные часы сняты и помещены в экспозиции открывшегося на территории Лавры государственного музея. Утраты 1930-х гг. были восполнены в 1950 г. Тогда на вершине обелиска был установлен новый золоченый шар, а на постаменте закреплены точные копии старых беломраморных досок, но уже медные.

Капитальный ремонт обелиска был проведен в 2000 г. Главной проблемой была реставрация фундамента этого сооружения. Она проводилась без разборки постамента обелиска: его обхватили специальными захватами и приподняли на домкратах, что и позволило подвести под постамент обелиска новую плиту фундамента. Разобраны были лишь камни четырехгранного столпа. Затем их собрали заново, на новом цементном растворе. В процессе реставрации были обновлены гранитные ступени обелиска и плиты кафедры перед его восточной стороной, поставлены на свои места новые солнечные часы – точные копии старых часов, позолочен венчающий обелиск медный шар.

На тумбе со всех четырех сторон на медных досках вырезаны надписи о достопамятных событиях Лавры.


На южной стороне:

D. О. М.

(Deo Optimo Maximo – Богу Всеблагому Всевышнему)

Три были нещастливые для Россiи времена; и въ оныхъ сiя обитель къ сохраненiю Отечества содѣйствовала и спомоществовала.

Было Татарское иго, кое не одинъ вѣкъ угнетало Россiю. Великiй Князь Дмитрiй Iоанновичъ Донскiй сражался съ Татарами подъ предводительствомъ Мамая. Св. Сергiй тому содѣйствовалъ и молитвами, и совѣтомъ, и посланiемъ на поле сраженiя двухъ иноковъ Пересвѣта и Ослябя, и писанiемъ ободрительнымъ при самомъ въ бой вступленiи, обнадеживая извѣстною побѣдою, одержанiемъ которыя положено основанiе къ сверженiю наконецъ ига Татарскаго.


На восточной стороне:

Злоключенiе было отъ Поляковъ. По злокозненному коварству Римскаго Папы съ Езуитами, вымысливъ они лже-Димитрiя, и подъ его именемъ довели было Россiю до края бѣдствiй; Обитель сiя ко избавленiю всѣми образы не токмо спомоществовала; но всѣхъ сыновъ Отечества дѣйствiя, предпрiятiя, ревнованiя, совершенiя, духомъ своимъ оживляла. И хлѣбомъ во время глада снабдѣвала, и многими деньгами нуждамъ Отечества служила. Даже жертвовала и самыми церковными драгоцѣнными утварями. Но и долговременную выдержала осаду; и тѣмъ сѣверныя страны, а чрезъ нихъ и самую Столицу и всю Россiю предохранила.

На северной стороне:

Притомъ и во всѣ грады изъ сея же обители летали увѣщательныя грамоты, возбуждающiя на помощь Столицы, кои и воздѣйствовали въ нижнихъ градахъ, особливо въ же достопамятномъ Нижегородскомъ гражданинѣ, Козьмѣ Мининѣ. Но и самому по бури возсiявшему ведру, единодушнымъ избранiемъ Царя Михаила Ѳеодоровича, и совершенному мятежей успокоенiю, сiя же обитель соучаствовала. Ибо и самому миру Промыслъ благоволилъ заключену быть подъ стѣнами сея обители въ селѣ Деулинѣ.

Во всѣхъ же оныхъ славныхъ дѣянiяхъ отличилъ себя Троицкiй Келарь Аврамiй Палицынъ, и Архимандриты сея обители: Iоасафъ и Дiонисiй.


На западной стороне:

Во время стрѣлецкихъ мятежей, Петръ I-й, сей мужъ, толико собою славный, и толико Россiю прославившiй, для сохраненiя своей жизни двукратно находилъ убѣжище внутрь сея священныя ограды.

Въ прославленiе сея обители и въ вѣчную память великихъ мужей, Св. Сергiя, Архимандритовъ: Iоасафа и Дiонисiя, и Келаря Аврамiя, поставилъ и посвятилъ сей памятникъ

Платонъ Митрополитъ Московскiй и Архимандритъ сея Лавры 1792 года.


«Они на Небесахъ: имъ слава не нужна,

Къ подобнымъ насъ дѣламъ должна вести она»




12 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.