О свт. Филофее, Патриархе Константинопольском, собеседнике прп. Сергия Радонежского

Святитель Филофей (Коккин), Патриарх Константинопольский, один из величайших Вселенских Патриархов. В России в то время созидалась церковная и монашеская жизнь при прямом участии Константинопольских Патриархов. В 1354 году он утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир и посвятил прибывшего из Москвы св. Алексия в митрополита Киевского и всея Руси. В 1375 году с целью предотвратить отпадение подвластной Литве части Русской Церкви Филофей поставил болгарина Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, дав ему право после смерти св. Алексия занять всероссийскую кафедру, воссоединив тем самым Русскую Православную Церковь. Святитель Филофей - автор ряда житий, богословско-полемических трактатов, слов, гимнов и молитв, редактор Литургии и учительного Евангелия. Многие его произведения, главным образом литургико-поэтические (в т.ч. гимны и молитвы на темы обществ, бедствий - «на поганые», «в усобных и иноплеменных бранех»), были переведены на славянский язык и уже в XIV веке получили распространение на Руси.


Около 1372 года святитель Филофей прислал в подарок преподобному Сергию Радонежскому крест-мощевик, который хранится ныне в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, параман, схиму и грамоту. В ней он благословлял преподобного Сергия и советовал ему ввести в своем монастыре общежительный устав. Смиренный Игумен Троицкого монастыря обратился тогда к московскому митрополиту Алексию за советом, который стоял во главе Русской Церкви. По благословению Алексия в Сергиевой обители и был введен общежительный устав, который позже распространился по всему лицу Русской земли, послужив расцвету русского монашества.


Из жития святителя Филофея мы знаем, что в миру его звали Фока, он родился около 1300 года в Фессалониках от матери по происхождению еврейки, получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому прислуживал. Очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа.

Вначале он проводил монашескую жизнь в монастыре Ватопед, где он познакомился и встретился со св. Саввой Христа ради юродивым, которому он, как известно, написал житие. Затем он жил в монастыре Великая Лавра. Как монах лавры он встретился со свт. Григорием Паламой, которому также составил прекрасное биографическое описание, подписал Святогорский Томос 1339 году. В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским. 

В отношении вопроса об исихазме Патриарх Филофей (Коккин) был соратником, сподвижником и единомышленником святителя Григория Паламы. В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина. В 1347 году он был назначен Патриархом Исидором митрополитом Ираклийским с титулом «Председатель осыпаемых почестями». В 1349 году он рукоположил св. Каллиста I Агиорита в Патриархи. Он принял участие на Соборе 1351 года, посвященному воспросам исихазма, указывая на важную роль свт. Григория Паламы, и он же составил Томос Собора. 

Сам он патриаршествовал на Патриаршем Вселенском престоле дважды: в 1353-1354 и 1364-76 годах. В 1368 году соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты. Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. С большим разумом и рассуждением были решены вопросы церковного характера, так что Константинопольская Церковь стала вселенским маяком. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский собор для восстановления единства церквей.

Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды. Многие из его трудов мы можем разделись на догматические, опровержительные-полемические против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Многие его работы - это описания жизни святых и, главным образом, святогорских святых, таких, как свт. Григорий Палама, Герман Марули, Исидор Вухерас и Савва Ватопедский, а также и Никодим Новый, он также написал о св. Анисии, св. вмч. Димитрии Мироточивом, святых апостолах, трех святителях, всех святых, прп. Онуфрии, св. Февронии, св. Фоке, свт. Иоанне Златоусте, вмч. Феодоре Тироне, св. апостоле Фоме и др. Его труды многожанровые - это беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие. Труды свт. Филофея охватывают почти все богословские аспекты.

Он был глубоким богословом, удивительным писателем синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев, жизнь которых представлена в качестве примера для монашествовавших вместе с ним в то время. Как песнотворец-гимнограф, он писал песнопения глубокого содержания и в изысканном, утонченном стиле, представляя высочайшие догматические понятия, соревнуясь с подобными ему древними гимнографами. Святой монах Ватопедского монастыря и игумен Великой Лавры, митрополит Ираклийский и Вселенский Патриарх Филофей всегда и всюду вел самоотверженную борьбу за Церковь, ради чего он пользовался и словом и пером. Он энергично защищал Православие, развивал отношения с другими Патриархатами, оказывал помощь славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян и с большим уважением был воспринят как национальный и церковный герой. 

Он оставил Патриархат в 1376 году по причине глубокой старости и преставился в 1379 году. Он был похоронен с царскими почестями, его похоронили в монастыре Акаталипту. Его могила стала источником чудес.Рано он стал почитаться как святой. В храме монастыря Расава в Сербии была написана его икона жителями из его Отечества, из Фессалоник. В главном храме Святой Горы Афон написано его изображение в ряду между гимнографами. В конце XVIII столетия анонимный разумный монах из монастыря Филофей написал его прекрасное житие и песенное последование для богослужения. На Святой Горе Афон имеются три кодекса с житием и богослужебным последованием свт. Филофею. Самое новое было составлено монахом Герасимом Микроянниатисом.

Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского (+ 1379), совершается 24 октября, в месяцеслов Русской Православной Церкви данный святой не включен.

Источник: монах Моисей Святогорец. Синаксарь Ватопедского монастыря. - Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007.


24 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.