На Пассии в Лавре

На Пассии в Лавре

Г.А. Пыльнева
В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946 -1996)

Обычно на Пассии мы стояли в Трапезном хра­ме. Впереди, конечно, спины. Иногда широкие и вы­сокие, если стояли группой мужчины. Стоишь перед таким заслоном (а если их несколько, то и вовсе чув­ствуешь себя стиснутой со всех сторон) — и кажет­ся, будто даже звуки не все долетают. И вдруг мы попали туда, где «посторонним вход воспрещен». Вдруг на время перестали быть посторонними. Когда-то, еще до «правления» архимандрита Иеронима, [1] мы стояли там всегда. Впереди, около клироса, всегда было особенно уютно и хорошо. Но... про­шли те времена, настроили для нас заграждений, и теперь только «свои» попадают вперед. Удалось чудом попасть и нам. Сразу все изменилось. Еще бы — вместо стены из спин рядом солея и иконо­стас. В местном ряду— любимая здесь икона Божией Матери. Она поясная, большая. Ее видно со всех точек. Не зря до XVII века иконописцы думали о том, чтобы иконы участвовали в богослужении. Вот смотришь на Нее — и Она помогает собрать внимание, защищает от наплывающих неподходящих мыслей и общей рассеянности. Здесь, когда стоишь в хра­ме (собственно, это и есть храм, а дальше — трапез­ная), когда всё рядом, все видно и слышно, удиви­тельно много хорошего можно заметить, чего мы лишены в толпе и молве. Стоишь и никому не ме­шаешь, никто и нам не мешает, не пробирается впе­ред, не толкается, не ворчит, не подпевает. Все сто­ят спокойно и сосредоточенно молятся. Ребята, следящие за порядком, вежливы. Каждое движе­ние на солее заметно и значительно. Канонарх близко. Здесь слышно каждое его слово, не как там, где часто все сливается в один общий поток и где едва можно зацепиться за знакомую фразу. Даже освещение здесь значит куда больше. Игра света и тени как бы придает иконам некоторое движение, оживляет их. Никаких фантазий на этот счет строить не хочется, просто все, что мы видим и слышим, заслоняет нас от шума обычной жизни, помогает сосредоточиться на словах, кото­рые звучат здесь, сейчас. И конечно — целый оке­ан звуков!

Кажется, что отец Матфей собрался выкупать нас в этом море мелодии, живущей своими закона­ми, где-то близко соприка­сающимися с законами дру­гого, совсем безгласного ис­кусства — живописи. И то и другое здесь, к тому же и де­коративное убранство, гар­монично составляют желан­ное единство. Какой это уди­вительный, неповторимый уголок на свете, особенно в момент, когда отец Матфей активными взмахами широ­ких рукавов рясы, из-под ко­торых не видно рук, парит низко-низко над простран­ством, объединяющим два хора. Пространство звучит гак мощно, что приобретает власть поднять душу от зем­ли и нести ее к тем, кто в этот момент почти рядом: к творцам канонов и стихир, к автору акафиста, к компо­зиторам, написавшим эти мелодии, к живописцам, рез­чикам, позолотчикам — всем трудившимся над созда­нием этой видимой и ощутимой красоты. Она под­нимает к Невидимой, еще более необходимой кра­соте, чтобы в ней встретить Творца всяческих. Время летит незаметно. Оно звучит здесь, сейчас, сменяющимися напевами уже знакомых прокимнов, стихир и припевов акафиста. Постоять бы до конца! Но нет, надо идти, чтобы снова вернуть­ся в наш суетный мир. Вернуться другим челове­ком, способным радоваться, благодарить за празд­ник Бога и людей. Благодарить доброй памятью тех, кто чуть-чуть подумал и постарался воспользовать­ся возможностью провести нас в недоступный те­перь уголок. Благодарить в душе всех, начиная с единственного на всю Россию преподобного Игу­мена земли Русской и кончая каждым, кто трудит­ся, чтобы обитель Преподобного была на земле чудом, радостью, праздником всем скорбящим и обремененным.

Слава Богу за все!

22 марта 1987 года


Г.А. Пыльнева. В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946 -1996). Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва 2006


ПРИМЕЧАНИЯ

 [1] Иероним (Зиновьев; + 1982), архимандрит, наместник ТСЛ (1972-30.03.1982). Принял монашеский постриг в 1964. Погребен в Лавре.



29 марта 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.