"Лучше видеть свои грехи, чем видеть ангелов"

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Алипия в день Собора Архистратига Михаила

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Почитание ангелов и архангелов, братья и сестры, было утверждено в четвертом веке Лаодикийским Собором, который рассматривал вопрос о еретиках, почитающих ангелов сверх меры, как некие божества. На этом Соборе было отвергнуто это нечестивое почитание ангелов и утверждено истинное православное почитание, как служебных духов, которые посылаются для спасения верных.

Собор Святого Архистратига Михаила и прочих небесный сил бесплотных.jpg

Собор Архистратига Михаила. Икона из ризницы 

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Кто такие ангелы? Что они собою представляют? По своей природе - это умные бесплотные силы, которые обладают свободной волей, разумом и которые окружают Престол Божий, воспевая хвалу Творцу этого мира и Творцу всяческих. Они являются служебными духами, которые посылаются для того, чтобы помочь верным людям в их спасении. Каждый крещеный человек получает после крещения Ангела Хранителя, который сопровождает его до конца его жизни и помогает ему найти путь ко спасению. То есть сопровождает его и внушает ему добрые помыслы, чувства, мысли, которые освящают его душу и помогают человеку часто в очень трудных и запутанных ситуациях. Наставляют его таким образом, чтобы он принял истинное и правильное решение. Но мы знаем, что в мире действуют не только святые ангелы, но и бесы. Эти ангелы отпали от Бога после сотворения ангельского мира, который был сотворен еще прежде сотворения нашего мира. В Библии говорится, что вначале Бог сотворил Небо и Землю.

Небо, о котором говорится в Священном Писании - это не наше видимое небо, потому что оно было сотворено только на четвертый день, когда появилось солнце и светило. А то небо, о котором вначале говорится в Священном Писании - это небо ангельское, ангельские миры, которые были сотворены Господом Богом. И вот денница, один из высших ангелов возомнил о себе, что он выше Бога и решил утвердить свой престол помимо Всевышнего. Таким образом, он увлек за собой и часть ангелов. Приблизительно треть ангелов, как говорят Святые Отцы, отпала от Бога. Они были низвержены с неба Архангелом Михаилом, который прежде других ангелов воскликнул: «Кто как Бог. Встанем добре и сохраним свои помыслы чистыми перед Всевышним».

Таким образом, ангельский мир разделился. Падение денницы с его ангелами было мгновенным и окончательным, потому что они, отделившись от Бога, только все более и более утверждались во зле, в ненависти, в противлении воле Божией, и это сделало их невообразимыми чудовищами, хотя они и сохранили свое могущество. Как говорит преподобный Серафим, любой из этих падших ангелов мезинцем мог бы перевернуть нашу землю. Но Господь, ограничив их власть и силу, для того чтобы они не могли нанести тот страшный вред, который они стремятся нанести тварному миру и человеку в первую очередь. Тем не менее, они всячески стараются склонить волю человека к совершению зла. Человек стал удобопреклонен ко злу после грехопадения прародителей. Поэтому они используют различные ухищрения для того, чтобы привлечь человека на свою сторону.

Таким образом, происходит как бы сражение, борьба между силами добра и зла, а полем является сердце человека, где происходит эта брань. И от воли человека зависит, в какую сторону склониться. Ангелы являются бесчисленными и наполняют верхнюю часть как бы неба духовного, а в нижней части обитают именно падшие ангелы, воздушные князья, как о них говорит Писание. Именно отсюда они стремятся нанести вред миру и человеку. Почему же если ангелы бесчисленны, и мы с вами братья и сестры их не видим? Потому что после падения человека мы утратили способность к видению духовного мира. Ангелов видят только чистые души. Это дети, иногда и святые, которые достигли ангельской чистоты. Вот они видят ангелов.

В этом храме почивают мощи Святителя Иннокентия, который был миссионером на Аляске, в Америке, в Якутии. Однажды он приплыл на один остров с целью проповеди евангелия. На этом острове жили дикари и собрали всех для встречи Святителя Иннокентия. Он у них спросил, кто вам сообщил о том, что я должен сюда приплыть. Они ответили, что их шаман сказал им, что сюда приплывает человек Божий. Святитель Иннокентий попросил их, чтобы к нему привили этого шамана. Оказалось, что это был вовсе не шаман, а это был христианин, по имени Иван Смиренников, который объяснил Святителю, что эти еще не просвещенные светом евангелия люди, считают, что он шаман. На самом деле он является христианином. И был крещен еще миссионерами, которые были на этом острове до Святителя Иннокентия. Когда Святитель поинтересовался, каким образом он узнал о том, что он приплывает на этот остров, он сказал, что ему об этом сообщил ангел. И когда Святитель спросил его о том, что нельзя ли ему встретиться с ангелом, Иван Смиренников ответил, что он спросит его об этом. И затем через какое-то время сообщил ему, что ангел разрешил Святителю прийти на встречу и назначил час. Но когда приблизился этот час, то Святитель почувствовал, что ему не нужно идти на эту встречу с ангелом. Потому что его объял какой-то страх, и он понял, что он недостоин встречаться с ангелом Божиим.

Вот один из примеров, братья и сестры, как ангелы Божии заботятся о спасении конкретного племени, которое жило на этом острове, через вот этого человека Ивана Смиренникова, который не был архиереем, не был священником, а был простым мирянином, но был человеком святым, человеком Божиим. Поэтому если мы будем очищать свой ум сердце от действующих в нас страстей, будем стараться жить по-христиански, то мы тоже, может быть, сподобимся видеть ангелов. Хотя Святые Отцы говорят, что лучше видеть свои грехи, чем видеть ангелов. Потому что, когда человек видит ангелов, он может о себе возомнить, возгордиться и через это потерять связь с Богом. А если он видит свои грехи, то он, как говорится, застрахован от падения, потому что он через это смиряется и просит помощи Божией в своей жизни. Итак, братья и сестры, будем бороться с теми страстями, немощами, которые нас обуревают для того, чтобы стать наследниками того Царствия Небесного, в котором Бог будет пребывать с людьми и со ангелами. Аминь.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра 21.11.2013   


STSL.Ru                                                


21 января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.